logo
обзорки на ГОСы

7. Методы обучения дошкольников

Метод обучения – это система последовательных и взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

В современной дидактике нет единой общепринятой классификации

методов обучения. Существуют разные классификации методов обучения в зависимости от того, что лежит в ее основе.

1. Классификация методов обучения на основании структуры деятельности (Ю.К. Бабанский): методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей; методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности детей; методы контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей.

2. Классификация методов обучения по степени активности и самостоятельности детей в процессе обучения (И.Я Лернер, М.Н. Скаткин):

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.

3. Классификация методов обучения в зависимости от основных дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов): методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, закрепления, проверки знаний, умений, навыков, применения полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности.

Данные классификации методов не могут быть использованы при организации обучения детей в дошкольном учреждении, так как они имеют в виду наличие у детей достаточно сформированной системы учебно-познавательных навыков и умений.

Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источнику передачи и характеру восприятия информации на:

  1. наглядные (наблюдение, демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и др. наглядных средств, показ способов действий, показ образца),

  2. практические (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование),

  3. словесные (рассказ педагога, рассказ детей, чтение художественной литературы, беседа),

  4. игровые методы (дидактическая игра, воображаемая ситуация, роль, создание игровой ситуации).