5. Эстетическое развитие
В раннем возрасте формируются предпосылки эстетического отношения к окружающему и элементарные виды художественной деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой. Приобщение детей к искусству начинается с их знакомства с народным творчеством и классикой. Ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, образы словесного фольклора; любуется формами и красками орнаментов на игрушках и предметах интерьера.
Отличительная особенность художественной деятельности детей – ее синкретичность и импровизационность. В художественной деятельности формируются художественные способности детей, прежде всего сенсорные, связанные с восприятием искусства.
Дети раннего возраста во время чтения им художественных произведений эмоционально откликаются на них, способны улавливать образные интонации, отзываться на них; узнавать героев доступных им литературных произведений и сопереживать им.
Наиболее восприимчивы они к поэзии малых форм: фольклорной и авторской. Ребенок с удовольствием разыгрывает вместе со взрослым сюжеты потешек и прибауток, радостно прислушивается и откликается на звукоподражания и ритмические лейтмотивы фольклорных произведений.
Дети второго года жизни еще не могут изображать предметы. Ребенок пока просто манипулирует с карандашом: перекладывает его, стучит по столу, прислушивается к стуку, шуршанию листа бумаги. В процессе этих действий у него случайно возникают на листе линии, штрихи, точки. Этот период исследователи называют доизобразительным.
У детей от полутора до двух лет постепенно исчезает хаотичное нагромождение линий, и появляются округлые и удлиненные изображения форм. Получившиеся изображения он ассоциирует по форме, цвету с известными ему предметами. Возникают первые попытки дать им названия. У детей третьего года жизни появляется интерес к процессу рисования, лепки. Они увереннее держат карандаш; в деятельности наступает новый этап – узнавание. Ребенок с удовольствием называет предмет, так как ему становится интересным результат.
Ребенок любит закрашивать лист, испытывая удовольствие от действий с кистью. Его начинает привлекать ритмичное нанесение мазков на бумагу.
Еще нет замысла, рисование и лепка имеют характер игры. Ребенок осваивает пространство листа, оно становится местом действия. От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь еще и еще раз увидеть изображение на листе, объемную форму в лепке. К трем годам дети все чаще создают изображения предметов разных очертаний.
Дети второго года жизни уже достаточно внимательно слушают музыку в исполнении на фортепиано, а также на различных детских музыкальных инструментах. Воспроизводят звукоподражания во время музыкально-двигательных показов. Подпевают отдельные слоги песен.
Повторяют движения взрослого в упражнениях, играх и плясках. Выполняют движения, диктуемые словами песен, сначала по показу взрослого, а в дальнейшем – самостоятельно. Могут воспроизвести некоторые плясовые движения.
Дети 3-го года жизни уже могут с интересом слушать рассказы, сопровождаемые музыкой; запоминают ее, узнают, о каком эпизоде или персонаже она «рассказывает». Слушают произведении, не только созданные композиторами специально для маленьких детей, но и классическую музыку. Дети этого возраста могут слушать музыку без обязательного предварительного показа с соответствующей игрушки или картинки.
Подпевают взрослому, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии.
Выполняют движения в играх, упражнениях и плясках по показу взрослого, в соответствии со словами, если они есть, и музыкой. Участвуют в сюжетных играх, передают в них характер движений, как по показу, так и самостоятельно. В музыкальных играх и плясках овладевают более сложными действиями с новыми предметами, новыми движениями, которые выполняются индивидуально.
Задачи эстетического развития:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, интерес к ним.
2. Развивать способность слушать художественный текст и активно реагировать на его содержание.
3. Учить детей выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок.
4. Помогать детям узнавать литературные произведения и их героев при многократном чтении и рассказывании.
5. Стимулировать ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок.
6. Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев литературных произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций.
7. Учить детей следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.
8. Побуждать ребенка самостоятельно рассматривать книги, специально изданные для детей раннего возраста.
9. Воспитывать у детей интерес к разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации). Побуждать их к созданию ассоциативных образов, развивать сюжетно-игровой замысел, учить детей передавать образы явлений действительности ритмом мазков, линий, форм.
10. Поддерживать экспериментирование с красками, комком глины, пластилина, готовыми аппликативными формами для создания простейших композиций.
11. Обучать простейшим способам изображения в рисунке, лепке; техническим навыкам рисования красками, карандашами.
12. Развивать умение вслушиваться в музыку, понимать ее образное содержание.
13. Побуждать детей к подпеванию и пению.
14. Развивать умение связывать движения с музыкой в сюжетных играх, упражнениях, плясках; выполнять совместные движения.
Важнейшее условие педагогической работы с детьми — эмоциональная включенность самого воспитателя в процесс чтения или рассказывания художественного произведения.
Одно и то же произведение должно повторяться многократно.
Воспитатель постоянно включает художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Воспитатель рассматривает вместе с детьми иллюстрации в знакомых и незнакомых им книгах. Он побуждает детей узнавать героев известных произведений в иллюстрациях и игрушках, называть героя и его действия, воспроизводить отдельные выразительные отрывки из художественного текста.
Воспитатель знакомит детей с предметами декоративно-прикладного искусства. Обращает их внимание на красоту цветовой гаммы узоров.
Эмоциональное восприятие народной игрушки хорошо сочетается с чтением потешек, пением народных песенок.
В процессе рисования особое внимание уделяется выбору цветовой гаммы.
Метод сотворчества педагога с детьми способствует их творческим проявлениям в изобразительной деятельности. Наиболее эффективен он при создании коллективных композиций.
На занятиях воспитатель обучает детей приемам изображения с помощью линий, форм, избегая давать стереотипные образы.
Для обогащения содержания и средств выразительности необходима интеграция видов изобразительной деятельности.
Пение взрослых должно радовать детей. Очень важен выбор песни. В песне должны быть: понятное и интересное содержание; слова, не только понятные, но и легкие для произношения; текст – короткий; мелодия –состоящая из повторяющихся легких и коротких фраз. Взрослый учит малышей петь без напряжения, естественным голосом, не форсировать;
верно передавать общее направление движения мелодии и ритмический рисунок песни.
На музыкальных занятиях дети должны слушать хорошую музыку: инструментальные пьесы и песни, которые исполняют для них взрослые.
Если дети второго года жизни чаще всего воспроизводят движения по показу воспитателя и с некоторым опозданием, то на третьем году они более самостоятельны и точны. В этом возрасте им доступны более разнообразные и сложные музыкальные движения в упражнениях и плясках.
Музыкальная игра занимает на музыкальном занятии место эмоциональной кульминации. Именно в игре ребенок наиболее активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Она положительно влияет на физическое развитие детей; является важным средством становления движений у детей раннего возраста; развивает умение слушать музыку, действовать согласно с ней.
Детские праздничные утренники – это праздники для детей, а не концерты для взрослых. Основа детского утренника – игра. Она должна быть подобрана, организована и проведена взрослыми так, чтобы дети поняли игровую ситуацию. Только тогда малыши начинают играть, «жить» в игре, а не выполнять дисциплинированно то, что предлагают им взрослые.
Одно из лучших развлечений – кукольный спектакль.
- Содержание обзорных лекций по дошкольной педагогике
- 1.Дошкольная педагогика – наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу
- 2.Задачи дошкольной педагогики
- 3.Понятийный аппарат дошкольной педагогики
- 4.Источники дошкольной педагогики
- 5.Становление дошкольной педагогики как науки
- 6.Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук
- 1.Народная педагогика как часть культуры народа
- 3.Методы педагогического исследования
- 1.Социальная роль педагога
- 2.Характеристика педагогической деятельности
- 4.Функции педагогической деятельности
- 5.Профессиональные умения педагога учреждения дошкольного образования
- 6.Модели педагогической деятельности
- 7.Особенности детской субкультуры
- 1.Понятие цели воспитания
- 2.Многообразие целей воспитания
- 3.Идеальная цель воспитания
- 4.Реальные цели воспитания
- 5.Современные цель и задачи воспитания дошкольников
- 6.Закономерности и принципы воспитания дошкольников
- 1.История создания общественного дошкольного воспитания в Беларуси
- 2.Совершенствование системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси
- 3. Характеристика современной системы дошкольного образования
- 1.Значение программы для выполнения задач воспитания детей дошкольного возраста
- 2.История создания программных документов по дошкольному образованию
- 3. Учебная программа, Учебный план.
- 5.Вариативные белорусские программы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 1.Особенности физического и психического развития детей в раннем детстве
- 2.Взаимодействие педагога с детьми
- 3.Педагогическая работа с детьми в период адаптации к учреждению дошкольного образования
- 4.Организация развивающей предметной среды
- 5.Планирование педагогической деятельности и наблюдения за детьми
- 6. Организация совместной работы педагогов и семьи
- 1. Развитие предметной деятельности
- 2. Развитие речи и речевого общения
- 3. Социальное развитие
- 4. Познавательное развитие
- 5. Эстетическое развитие
- 6. Физическое развитие
- 7. Общие показатели развития
- 1. Игра в истории человечества
- 2. Социальный характер игры
- 3. Характеристика игровой деятельности
- 4. Игра как средство воспитания
- 5. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
- 6. Классификация детских игр
- 1.Характеристика сюжетно-ролевой игры.
- 2.Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
- 3. Закономерности возникновения и развития сюжетно-ролевой игры.
- 4. Этапы развития сюжетно-ролевой игры
- 5. Руководство сюжетно-ролевыми играми.
- 1.Сущность режиссерских игр
- 2.Возникновение режиссерской игры
- 3. Особенности режиссерских игр детей разного возраста
- Тема 4. Конструктивно-строительные игры дошкольников
- 1. Особенности конструктивно-строительных игр дошкольников
- 1. Обучение детей конструктивной деятельности.
- 3. Руководство конструктивно-строительными играми дошкольников
- 1. Характеристика игрушки
- 2. История возникновения игрушек
- 3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек
- 4. Педагогические требования к игрушке
- 1. Определение понятия "трудовое воспитание" дошкольников
- 2. Значение труда для развития личности дошкольника
- 3. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста
- 4. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников
- 5. Требования к организации детского труда
- 1.Формирование представлений о труде взрослых
- 2. Виды и содержание труда детей.
- 3.Формы организации труда детей в разных возрастных группах
- 4.Условия организации труда дошкольников
- 1. Роль ипв в системе целостного развития дошкольников
- 2. Основные понятия теории ипв.
- 3. Задачи ипв дошкольников
- 4. Средства ипв дошкольников
- 5. Условия интеллектуально-познавательного развития детей.
- 1. Значение сенсорного воспитания для развития ребенка.
- 2. Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольного воспитания.
- 3. Задачи и содержание сенсорного воспитания.
- 4. Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду
- 1. Общее понятие о дидактике учреждения дошкольного образования.
- 2. Сущность обучения детей дошкольного возраста.
- 4. Принципы обучения дошкольников.
- 5. Модели обучения дошкольников
- 6. Типы обучения дошкольников
- 7. Методы обучения дошкольников
- 8. Формы организации обучения
- Тема1. Теоретические основы социально-нравственного
- 2.Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников
- 3.Содержание и средства социально-нравственного воспитания дошкольников
- 4.Методы социально-нравственного воспитания дошкольников
- 1. Понятие культуры поведения дошкольников.
- 2. Задачи и содержание воспитания культуры поведения у дошкольников.
- 3.Условия воспитания культуры поведения дошкольников.
- 4. Пути, средства и методы воспитания культуры поведения дошкольников
- 1. Значение гендерного воспитания дошкольников
- 2. Теоретические основы гендерного воспитания детей.
- 3. Физические и психические отличия детей разного пола
- 4. Задачи и содержание гендерного воспитания дошкольников
- 5. Роль семьи в гендерном воспитании детей
- 1. Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста
- 2.Значение воли для воспитания нравственных качеств личности дошкольника
- 3. Воспитание смелости у детей. Причины возникновения детских страхов и пути их преодоления
- 4. Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи, меры их предупреждения
- 5. Воспитание скромности у детей
- 6. Капризы и упрямство, пути их преодоления.
- 1. Своеобразие коллектива дошкольников
- 2. Этапы и условия развития детского коллектива.
- 3. Личность дошкольника и коллектив
- 4. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода к детям
- 1. Значение патриотического воспитания дошкольников
- 2. Своеобразие патриотического воспитания дошкольников
- 3. Задачи патриотического воспитания дошкольников
- 4. Пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников
- 1. Значение эстетического воспитания дошкольников
- 2. Своеобразие эстетических восприятий и переживаний дошкольников
- 3. Принципы эстетического воспитания дошкольников
- 4. Задачи эстетического воспитания дошкольников.
- 5. Средства эстетического воспитания дошкольников
- 7. Формы эстетического воспитания дошкольников
- 8.Современные исследования и программы эстетического и художественного воспитания дошкольников
- 2. Задачи и содержание взаимодействия удо и семьи
- 3. Этапы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
- 4. Формы взаимодействия д/у с семьей
- 1.Сущность готовности детей к обучению в школе
- 2. Структура готовности детей к школьному обучению.
- 3. Возрастные показатели готовности детей к обучению в школе
- 4. Показатели неготовности детей к школьному обучению.
- 1.Сущность и задачи преемственности дошкольного и начального школьного образования
- 2. Содержание совместной работы удо и школы
- 3. Требования к организации образовательного процесса в старшей группеУдо и 1-ом классе школы
- 4.Адаптация 6-летних детей к школе как условие обеспеченияпреемственности
- Виды планирования
- Структура и содержание перспективно-календарного плана
- 6. Планирование работы в летний оздоровительный период