logo
обзорки на ГОСы

5.Планирование педагогической деятельности и наблюдения за детьми

Планирование деятельности педагога необходимо для эффективной реализации педагогического процесса. Оно должно быть долгосрочным и краткосрочным. Первое дает возможность наметить основные мероприятия на год или на несколько лет.

Краткосрочное планирование производится еженедельно и ежедневно;

включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах.

Для отслеживания процесса развития ребенка и планирования своей деятельности педагогу необходимо систематическое НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ. Оно позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, целенаправленно руководить группой в целом, дает возможность конструктивно взаимодействовать с коллегами и родителями.

Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным, систематическим. Для большей эффективности необходимо фиксировать его результаты с целью последующего анализа. Существуют разные формы фиксации наблюдений:

Ø карточки, в которые заносятся ситуативные неструктурированные наблюдения, характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей;

Ø тематические карты-схемы, в которые заносятся данные, полученные воспитателем в ходе ежедневных наблюдений за неделю или месяц.

Поскольку структурированное наблюдение должно начинаться с первого дня поступления ребенка в детское учреждение, целесообразно в первую очередь использовать карту наблюдения в период адаптации.

По окончании периода адаптации задачей наблюдения становятся особенности продвижения ребенка по основным направлениям развития. С этого момента карту наблюдения можно заполнять не ежедневно, как в адаптационном периоде, а с большим временным интервалом, например, раз в месяц. Это зависит от состояния и поведения ребенка.

Результатом наблюдений должна стать конкретизация целей педагогической работы с малышом, их реализация, последующая фиксация изменений в соответствующей сфере его развития.