5.Вариативные белорусские программы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
Наряду с программой Учебной программой дошкольного образования в дошкольных учреждениях Беларуси используются скоррелированные с ней программы: «Воспитание и обучение детей седьмого года жизни в дошкольном учреждении. Программа и краткие методические рекомендации» (Минск: НИО, 2005).
«Программы образовательных услуг детям шестого года жизни, не посещающим дошкольное учреждение» (Минск: НИО, 2005).
Тема ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
План:
Основные понятия темы.
Значение физического воспитания дошкольников.
Развитие теории и методики физического воспитания детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
Естественнонаучная основа физического воспитания детей.
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
Основные принципы физического воспитания детей.
7. Основные средства физического воспитания дошкольников.
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это часть общей культуры, совокупность
достижений общества (материальных и духовных ценностей), которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - исторически обусловленный уровень физического развития, здоровья физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества. У людей разных профессий, пола, возраста физическое совершенство имеет свои особенности.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - это биологический процесс изменения форм и функций организма человека.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.
2. Гармоническое развитие дошкольника предусматривает разностороннее физическое воспитание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная система, костно-мышечная, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка. В концепции дошкольного воспитания сказано, что воспитание ребенка должно быть пронизано заботой о его физическом здоровье и психологическом благополучии. Условия воспитания в детском саду такие, что создается высокий риск нарушений здоровья детей (инфекционные, простудные заболевания). Уже с дошкольного возраста дети страдают дефицитом движений и незакаленностью. Отсюда одной из главных задач детского сада является задача охраны и укрепления здоровья детей.
3. Наука о физическом воспитании складывалась под влиянием прошлого (система развития двигательных качеств в Древней Греции, учение социалистов-утопистов о воспитании, немецкая система гимнастики и т.д.). Основоположником оригинальной русской теории физического воспитания явился П.Ф. Лесгафт. Он разработал целостную систему физических упражнений для детей, показал гигиеническое и оздоровительное знамение. В основу подбора их положил анатомо-физиологические и психологические особенности возраста детей, постепенность усложнения. Признавал физическое развитие человека только во взаимосвязи с умственным, нравственным, эстетическим развитием и трудовой деятельностью. Разработал теорию и методику подвижных игр П.Ф. Лесгафт раскрыл содержание и методику физического воспитания в работе "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста".
В.Б. Гориневский является основоположником врачебного и педагогического контроля за осуществлением занятий физическими упражнениями и спортом в России. Определил специфические особенности физического воспитания в разные возрастные периоды жизни человека написал книгу "Физическая культура дошкольного возраста". Л.И. Гулицкая разработала методику систематического контроля за физическим развитием детей, определило гигиенические нормы воспитания и обучения детей и ввела эти нормы в практику детского сада. Это нашло отражение в книгах "Гигиена детского сода", "Гигиена дошкольного возраста", "Игры в дошкольном возрасте". Е.А. Аркии изучал анатомо-физиологические особенности детей и особое внимание уделял разработке вопросов физического воспитания и гигиены в до школьном возрасте. Создал фундаментальный труд "Дошкольный возраст: его особенности и гигиена" для врачей и педагогов. Он поднимал вопрос о необходимости развития движений, воспитания культурно-гигиенических навыков с детства, об охране нервной системы ребенка, использовании естественных факторов и др. Е.Г. Леви-Гориневская значительный вклад внесла в развитие теории и практики физического воспитания. Наиболее популярны ее работы "Закаливание организма ребенка" в соавторстве с А.И.Быковой, "Развитие основных движений у детей дошкольного возраста", Е.Г. Леви-Гориневской и А.И. Быковой доказано большое влияние условий жизни и особенностей физического воспитания на уровень и динамику двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Опираясь на онтогенетические данные развития ребенка, Н.М. Щелованов дал теоретическое обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни. Он установит, что кора полушарий мозга начинает функционировать с первых месяцев жизни младенца. Тем самым доказана возможность построения движений с этого возраста. Данные наблюдений за сном маленьких детей, полученные Н.Л. Фигуриньал, Н.М. Щеловановым, легли в основу режимов дня для детей разных возрастных периодов. Большое значение для развития теории и методики физического воспитания имеют работы М.Ю. Кистяковской, Т.И.Осокиной, В.П. Спириной, Е.А. Тимофеевой, которые рассматривают вопросы закаливания, подвижных игр, развития движений у детей первого года жизни и т. д.
В развитие проблем физического воспитания в РБ внесли вклад исследования Л.Д.Глазыриной, З.М.Ермаковой, Л.В. Кармановой, В.А. Овсянкина, В.Н. Шебеко, В.А. Шишкиной.
4. Естественную основу теории физического воспитания дошкольников составляет комплекс научных дисциплин, задачей которых является изучение процессов биологического развития ребенка (физиология, анатомия, биохимия, биомеханика). Этот комплекс научных знаний создавался на основе учения физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерова. Основные положения:
1) О единстве организма и среды. С момента рождения человека начинается его взаимодействие с внешней средой, возникает способность к приспособлению, уравновешивания. И.П.Павлов рассматривал это уравновешивание как основной закон жизни. Индивидуальные приспособлении очень многообразны. Они возникают в условиях естественной жизни и могут врабатываться человеком специально. В основе индивидуальных приспособлений заключено весьма важное свойство живых организмов, а также и человека) - изменять в определенных пределах интенсивность и сам характер физиологических процессов при изменений условий внешней среды (в жаркую погоду сосуды кожи человека расширяются, отдача тепла возрастает; в холодную погоду наблюдается сужение сосудов кожи, что предохраняет организм от большой потери тепла. В процессе физического воспитания особо важным является повышение или расширение функциональных возможностей человеческого организма. Систематические занятия утренней гимнастикой в сочетании с закаливающими процедурами» физкультурные занятия в условиях пониженной температуры воздуха - все это повышает устойчивость организма к изменениям внешней среды, улучшает работу нервной системы, сердца и легких, 2) Об условнорефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. В основе постоянных безусловных рефлексов возникают рефлексы условные, приобретенные в результате индивидуального опыта. Они носят временный характер» возникают и исчезают при определенных обстоятельствах. В результате частых сочетаний одних и тех же условий жизни у ребенка формируются все более сложные условные рефлексы - привычки, которые могут быть положительными или отрицательными. Определенное сочетание одних и тех же условных рефлексов при длительном их повторении закрепляется. Такую закрепившуюся систему условных рефлексов, осуществляющихся в определенной последовательности, И.П.Павлов назвал динамическим стереотипом. Ребенок, приучившийся при строгом соблюдении режима всегда в одно и то же время вставать, умываться, делать гимнастику, завтракать и т.д. делает это охотно, быстро, легко. Ломка стереотипа, вызванная изменениями условий жизни, сопровождается отрицательными переживаниями, чувством неудовольствия; ребенок начинает капризничать, становится непослушным. Поэтому строгое выполнение режима имеет очень важное значение для организации всей воспитательной работы в семье и в детском саду. 3) О типах высшей нервной деятельности. Тип ВЦД относится к врождённым свойствам личности. И.П.Павлов выделил разные типы нервной системы, в основу которых положил три основных функциональных свойства: сила возбуждения и торможения, уравновешенность нервных процессов, подвижность возбуждения и торможения. Учитывая эти три признака, И.П. Павлов выделил 4 основных типа нервной системы: 1) сильный безудержный тип, соответствующий холерическому темпераменту; 2) сильный живой тип, соответствующий сангвиническому темпераменту; 3) сильный спокойный тип, соответствующий флегматическому темпераменту; 4) слабый тип, соответствующий меланхолическому темпераменту. Большинстве людей обладает не основными четырьмя, а промежуточными типами высшей нервной деятельности» В настоящее время их выявлено до 24 типов. Для осуществления полноценного физического воспитания детей особое значение имеет изучение и учет особенностей нервной системы ребенка. Это важно для осуществления индивидуального подхода к детям, обеспечения оптимальных условий режима, закаливания, активной двигательной деятельности и т.д.
5. Задачи физического воспитания в дошкольном детстве, сохраняя целевую направленность, конкретизируются с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей.
Оздоровительные задачи направлены на охрану и укрепление здоровья ребёнка, обеспечение своевременного и полноценного физического развития форм и функций организма (костная система, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, внутренние органы, кожа), борьбу с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды.
Образовательные задачи включают формирование двигательных навыков, развитие движений, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, первоначальных знаний, связанных с физкультурными занятиями и освоением культурно-гигиенических навыков.
Воспитательные задачи включают обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребёнка, необходимость выработки у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, умения самостоятельно заниматься этими упражнениями дома и в дошкольном учреждении, развития нравственно-волевых качеств, положительных черт характера, двигательных качеств, способностей; содействие умственному, трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию.
Все эти задачи решаются комплексно, на основе соответствующих принципов. Основные принципы физического воспитания дошкольников:
– высшая роль воздействия среды, воспитания и обучения в физическом развитии, связь физического развития с общим развитием ребенка;
– всесторонность физического воспитания;
– эмоционально-положительное влияние игры в системе физического воспитания;
– систематичность и последовательность, в работе по физическому воспитанию;
– учёт индивидуальных особенностей детей в физическом воспитании;
– сознательность и активность детей при овладении движениями, гигиеническими навыками. В процессе физического воспитания и обучения применяются общепедагогические принципы - наглядности, доступности и т.д.
6. "Основными средствами физического воспитания дошкольников являются: 1) гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды, обуви, гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки). Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм ребенка, а также содействуют нормальной работе всех внутренних органов и систем.
2) Естественные силы природы (солнце, вода воздух) усиливают положительное воздействие физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка и используются для его закаливания.
3) Физические упражнения - основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников, а также являются средством лечения при многих заболеваниях. Все эти средства физического воспитания имеют свои характеристики, методы и пути осуществления для детей разного возраста. Но все они основаны на общих требованиях, сформулированных Е.Л. Леркиным:
во всех мероприятиях по физическому воспитанию следует основываться на знании анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста;
необходимо учитывать целостность и единство организма ребенка, которое проявляется в том, что всякое воздействие на любую часть тела вызывает реакцию всего организма. Не может быть изолированных реакций: центральная нервная система объединяет все системы организма в единое целое;
важное значение придается подвижным играм. Они являются не только средством физического воспитания здоровых детей, но и лечебным и оздоровительным средством для больных и ослабленных детей. Игра формирует нравственные качества ребенка, его характер;
необходим и индивидуальный подход к каждому ребенку. Для этого следует знать не только силы и умения ребенка, но и учитывать, что они развиваются и формируются под воздействием воспитания» При этом нельзя выделять детей, которым отдельные движения даются легко и подчеркивать недостатки другого ребенка. Следует у всех детей воспитывать уверенность в своих способностях. Здесь особенно важна роль личности воспитателя, его отношение к физкультуре, гигиене, закаливанию.
ТЕМА. ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА И правила их воспитания
План.
1. Особенности физического и психического развития детей в раннем детстве.
2. Взаимодействие педагога с детьми.
3. Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
4. Организация развивающей предметной среды.
5. Планирование педагогической деятельности и наблюдения за развитием детей.
6. Организация совместной работы педагогов и семьи.
- Содержание обзорных лекций по дошкольной педагогике
- 1.Дошкольная педагогика – наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу
- 2.Задачи дошкольной педагогики
- 3.Понятийный аппарат дошкольной педагогики
- 4.Источники дошкольной педагогики
- 5.Становление дошкольной педагогики как науки
- 6.Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук
- 1.Народная педагогика как часть культуры народа
- 3.Методы педагогического исследования
- 1.Социальная роль педагога
- 2.Характеристика педагогической деятельности
- 4.Функции педагогической деятельности
- 5.Профессиональные умения педагога учреждения дошкольного образования
- 6.Модели педагогической деятельности
- 7.Особенности детской субкультуры
- 1.Понятие цели воспитания
- 2.Многообразие целей воспитания
- 3.Идеальная цель воспитания
- 4.Реальные цели воспитания
- 5.Современные цель и задачи воспитания дошкольников
- 6.Закономерности и принципы воспитания дошкольников
- 1.История создания общественного дошкольного воспитания в Беларуси
- 2.Совершенствование системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси
- 3. Характеристика современной системы дошкольного образования
- 1.Значение программы для выполнения задач воспитания детей дошкольного возраста
- 2.История создания программных документов по дошкольному образованию
- 3. Учебная программа, Учебный план.
- 5.Вариативные белорусские программы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 1.Особенности физического и психического развития детей в раннем детстве
- 2.Взаимодействие педагога с детьми
- 3.Педагогическая работа с детьми в период адаптации к учреждению дошкольного образования
- 4.Организация развивающей предметной среды
- 5.Планирование педагогической деятельности и наблюдения за детьми
- 6. Организация совместной работы педагогов и семьи
- 1. Развитие предметной деятельности
- 2. Развитие речи и речевого общения
- 3. Социальное развитие
- 4. Познавательное развитие
- 5. Эстетическое развитие
- 6. Физическое развитие
- 7. Общие показатели развития
- 1. Игра в истории человечества
- 2. Социальный характер игры
- 3. Характеристика игровой деятельности
- 4. Игра как средство воспитания
- 5. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
- 6. Классификация детских игр
- 1.Характеристика сюжетно-ролевой игры.
- 2.Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
- 3. Закономерности возникновения и развития сюжетно-ролевой игры.
- 4. Этапы развития сюжетно-ролевой игры
- 5. Руководство сюжетно-ролевыми играми.
- 1.Сущность режиссерских игр
- 2.Возникновение режиссерской игры
- 3. Особенности режиссерских игр детей разного возраста
- Тема 4. Конструктивно-строительные игры дошкольников
- 1. Особенности конструктивно-строительных игр дошкольников
- 1. Обучение детей конструктивной деятельности.
- 3. Руководство конструктивно-строительными играми дошкольников
- 1. Характеристика игрушки
- 2. История возникновения игрушек
- 3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек
- 4. Педагогические требования к игрушке
- 1. Определение понятия "трудовое воспитание" дошкольников
- 2. Значение труда для развития личности дошкольника
- 3. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста
- 4. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников
- 5. Требования к организации детского труда
- 1.Формирование представлений о труде взрослых
- 2. Виды и содержание труда детей.
- 3.Формы организации труда детей в разных возрастных группах
- 4.Условия организации труда дошкольников
- 1. Роль ипв в системе целостного развития дошкольников
- 2. Основные понятия теории ипв.
- 3. Задачи ипв дошкольников
- 4. Средства ипв дошкольников
- 5. Условия интеллектуально-познавательного развития детей.
- 1. Значение сенсорного воспитания для развития ребенка.
- 2. Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольного воспитания.
- 3. Задачи и содержание сенсорного воспитания.
- 4. Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду
- 1. Общее понятие о дидактике учреждения дошкольного образования.
- 2. Сущность обучения детей дошкольного возраста.
- 4. Принципы обучения дошкольников.
- 5. Модели обучения дошкольников
- 6. Типы обучения дошкольников
- 7. Методы обучения дошкольников
- 8. Формы организации обучения
- Тема1. Теоретические основы социально-нравственного
- 2.Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников
- 3.Содержание и средства социально-нравственного воспитания дошкольников
- 4.Методы социально-нравственного воспитания дошкольников
- 1. Понятие культуры поведения дошкольников.
- 2. Задачи и содержание воспитания культуры поведения у дошкольников.
- 3.Условия воспитания культуры поведения дошкольников.
- 4. Пути, средства и методы воспитания культуры поведения дошкольников
- 1. Значение гендерного воспитания дошкольников
- 2. Теоретические основы гендерного воспитания детей.
- 3. Физические и психические отличия детей разного пола
- 4. Задачи и содержание гендерного воспитания дошкольников
- 5. Роль семьи в гендерном воспитании детей
- 1. Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста
- 2.Значение воли для воспитания нравственных качеств личности дошкольника
- 3. Воспитание смелости у детей. Причины возникновения детских страхов и пути их преодоления
- 4. Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи, меры их предупреждения
- 5. Воспитание скромности у детей
- 6. Капризы и упрямство, пути их преодоления.
- 1. Своеобразие коллектива дошкольников
- 2. Этапы и условия развития детского коллектива.
- 3. Личность дошкольника и коллектив
- 4. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода к детям
- 1. Значение патриотического воспитания дошкольников
- 2. Своеобразие патриотического воспитания дошкольников
- 3. Задачи патриотического воспитания дошкольников
- 4. Пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников
- 1. Значение эстетического воспитания дошкольников
- 2. Своеобразие эстетических восприятий и переживаний дошкольников
- 3. Принципы эстетического воспитания дошкольников
- 4. Задачи эстетического воспитания дошкольников.
- 5. Средства эстетического воспитания дошкольников
- 7. Формы эстетического воспитания дошкольников
- 8.Современные исследования и программы эстетического и художественного воспитания дошкольников
- 2. Задачи и содержание взаимодействия удо и семьи
- 3. Этапы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
- 4. Формы взаимодействия д/у с семьей
- 1.Сущность готовности детей к обучению в школе
- 2. Структура готовности детей к школьному обучению.
- 3. Возрастные показатели готовности детей к обучению в школе
- 4. Показатели неготовности детей к школьному обучению.
- 1.Сущность и задачи преемственности дошкольного и начального школьного образования
- 2. Содержание совместной работы удо и школы
- 3. Требования к организации образовательного процесса в старшей группеУдо и 1-ом классе школы
- 4.Адаптация 6-летних детей к школе как условие обеспеченияпреемственности
- Виды планирования
- Структура и содержание перспективно-календарного плана
- 6. Планирование работы в летний оздоровительный период