logo
обзорки на ГОСы

2. Этапы и условия развития детского коллектива.

Формирование детского коллектива — длительный и сложный процесс, который осуществляется поэтапно.

Первый этап. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по З—6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель.

Второй этап формирования детского коллектива заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Их может быть уже 8—10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности — игровой, художественной, трудовой. Состав объединений становится; более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников.

Третий, более высокий этап формирования детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя как части общего, как члена коллектива. '

Условия формирования детского коллектива:

— создание в группе положительного, эмоционально-активного микроклимата;

—демократический (помогающий) стиль взаимодействия с детьми;

— использование методов диагностики общения и взаимоотношений

детей в разных видах совместной деятельности, позволяющих выявить положение ребенка в группе сверстников;

— формирование у детей положительных побуждений, тактики, основанной на ориентации на других, на проявлении эмпатии, альтруизма;

— задействование традиций, ритуалов;

— организация совместной деятельности детей со сверстниками разновозрастных объединений;

— организация индивидуальных выставок, вернисажей творчества детей;

— своевременная коррекция социального поведения детей.