logo
обзорки на ГОСы

4. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что: I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

3. Трудовая деятельность детей имеет свою специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога. Рассмотрим специфику труда детей в сравнении с игровой и учебной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).

Вид

деятельности

компонент

Игра

Тру

учение

цель

В ее постановке

главная роль

принадлежит детям,

обусловливается их

интересами и же-

ланиями

Совместная

(для взрослых и

детей) постановка

цели.

Цель перед детьми ставит

педагог, который

руководствуется

программой.

планирование

Дети подчиняются

свободному замыслу,

обговариваемые

заранее пути раз-

вития сюжета могут

свободно изменятьс

Предварительный

план необязателен

Характерно

предварительно

оговаривание всех

сторон

деятельности

участниками -

воспитателем и

детьми.

Занятие проводит педагог по зара

продуманному плану. Дети

выполняют указания питателя.

Процесс деятельности

В процессе

руководства педагог

должен считаться с

замыслом и

интересами детей.

Прямые указания

могут привести к

разрушению игры.

Участником педагог

может не быть. Об-

щение возникает ли-

бо на основе един-

ства замысла, либо

на основе личных

симпатий. Дети с

помощью игрушек

или предметов-

заместителей

изображают

деятельность взрос-

лых. Их действия

носят игровой, отоб-

разительный харак-

тер и не приводят к

реальному резуль-

тату.

Взрослые и

дети действуют

совместно

.направляя усилия

на достижение

общего результата.

Педагог не должен

от начала и д о

конца выполнять

работу с

воспитанниками, но

они должны видеть

заинтересованность

взрослого в до-

стижении общей

цели. Общение

возникает на основе

единства цели.

Сотрудничество и

взаимопомощь

поддерживаются и

поощряются

педагогом.

Ведущими

являются

предметно-

орудийные действия, с

помощью которых и

достигается резуль-

тат

Педагог всеце

направляет деятельность

детей: педагог учит - дети

учатся. Усилия детей достижении поставленной

цели носят индивидуаль

ный характер. Ведущими

являются умственные

действия и учеб

навыки.

Результат

Не приносит

практического

результата, но

вызывает у детей

радость, удовлетво-

рение. Может быть

завершена на любом

этапе и от этого не

теряет своей прив-

лекательности.

Смысл труда

состоит в полу-

чении практичес-

кого результата,

удовлетворяющего

чью-то потребность.

Дети получают результат

познавательного характера

-научился.