4. Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду
Содержательная деятельность дошкольников является одним из важных условий сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения.
В процессе сенсорного воспитания можно выделить ряд этапов. Целью первого этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. На этом этапе основная задача состоиттв предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. На первом году жизни важно помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предметов, его величине и положению в пространстве. Постепенно это приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать определенное значение (маленькое то, что можно схватить одной рукой). Известно, что в условиях ограниченности впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущих к значительным задержкам общего развития.
Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках является целью второго этапа сенсорного воспитания. Ребёнка раннего возраста важно знакомить со всеми основными разновидностями свойств — 6 цветов спектра (кроме голубого), белым, черным цветом, формами как квадрат, прямоугольник, круг, овал. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Достаточно чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Величина оценивается как большой – маленький. Для привлечения детей к свойствам предметов целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставлять предметы по форме, величине, устанавливать их совпадение или несовпадение. Такое совпадение дети не могут выполнить зрительно, поэтому им предлагают накладывать предметы друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приёмов сравнения дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Дети третьего года могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозайки, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). При таких действиях важно добиваться чтобы ребёнок усвоил что цвет, форма, величина — постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых разных действий.
Целью третьего этапа и является формирование представлений об эталонах.
Начиная с 3-х лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Сенсорными эталонами цвета служат хроматические («цветные» цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета — белый, серый, черный. Вначале у детей формируются представления о хроматических цветах, белом и черном, далее знакомить с оттенками. При ознакомлении с оттенками тонов указывают на их яркость по светлоте, указывая на их название. Для лучшего запоминания можно использовать опредмеченные названия (лимонный, сиреневый, морковный). Усвоение цветов и их оттенков лучше организовать в деятельности, например при смешении красок, разведении их водой.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Квадрат, треугольник круг, овал, прямоугольник, позднее трапеция. Задача — сформировать умение узнавать соответствующую форму, называть её и действовать с нею, а не производить её анализ. Знакомя детей с геометрическими фигурами и их разновидностями, педагог обучает их приёму обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно.
Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина — относительное свойство, её определение производиться при помощи условных мер. Система мер сознательно устанавливается людьми, поэтому в качестве условной мерки может быть принята любая исходная величина. Формирование представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей и нарастающей величины.
Представления об основных разновидностях цвета, формы, величины, которые усваивают дети, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Для усвоения представлений о сенсорных эталонах используются приём группировки предметовиспользуются приёмы для
Цель четвертого этапа – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.
Тема. Дошкольная ДИДАКТИКА как отрасль педагогической науки
План.
1. Общее понятие о дидактике учреждения дошкольного образования.
2. Сущность обучения детей дошкольного возраста.
3. Цель и задачи обучения детей в дошкольный период.
4. Принципы обучения дошкольников.
5. Модели обучения дошкольников.
6. Типы обучения дошкольников.
7. Методы обучения дошкольников.
8. Формы организации обучения в дошкольном учреждении.
- Содержание обзорных лекций по дошкольной педагогике
- 1.Дошкольная педагогика – наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу
- 2.Задачи дошкольной педагогики
- 3.Понятийный аппарат дошкольной педагогики
- 4.Источники дошкольной педагогики
- 5.Становление дошкольной педагогики как науки
- 6.Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук
- 1.Народная педагогика как часть культуры народа
- 3.Методы педагогического исследования
- 1.Социальная роль педагога
- 2.Характеристика педагогической деятельности
- 4.Функции педагогической деятельности
- 5.Профессиональные умения педагога учреждения дошкольного образования
- 6.Модели педагогической деятельности
- 7.Особенности детской субкультуры
- 1.Понятие цели воспитания
- 2.Многообразие целей воспитания
- 3.Идеальная цель воспитания
- 4.Реальные цели воспитания
- 5.Современные цель и задачи воспитания дошкольников
- 6.Закономерности и принципы воспитания дошкольников
- 1.История создания общественного дошкольного воспитания в Беларуси
- 2.Совершенствование системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси
- 3. Характеристика современной системы дошкольного образования
- 1.Значение программы для выполнения задач воспитания детей дошкольного возраста
- 2.История создания программных документов по дошкольному образованию
- 3. Учебная программа, Учебный план.
- 5.Вариативные белорусские программы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 1.Особенности физического и психического развития детей в раннем детстве
- 2.Взаимодействие педагога с детьми
- 3.Педагогическая работа с детьми в период адаптации к учреждению дошкольного образования
- 4.Организация развивающей предметной среды
- 5.Планирование педагогической деятельности и наблюдения за детьми
- 6. Организация совместной работы педагогов и семьи
- 1. Развитие предметной деятельности
- 2. Развитие речи и речевого общения
- 3. Социальное развитие
- 4. Познавательное развитие
- 5. Эстетическое развитие
- 6. Физическое развитие
- 7. Общие показатели развития
- 1. Игра в истории человечества
- 2. Социальный характер игры
- 3. Характеристика игровой деятельности
- 4. Игра как средство воспитания
- 5. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
- 6. Классификация детских игр
- 1.Характеристика сюжетно-ролевой игры.
- 2.Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
- 3. Закономерности возникновения и развития сюжетно-ролевой игры.
- 4. Этапы развития сюжетно-ролевой игры
- 5. Руководство сюжетно-ролевыми играми.
- 1.Сущность режиссерских игр
- 2.Возникновение режиссерской игры
- 3. Особенности режиссерских игр детей разного возраста
- Тема 4. Конструктивно-строительные игры дошкольников
- 1. Особенности конструктивно-строительных игр дошкольников
- 1. Обучение детей конструктивной деятельности.
- 3. Руководство конструктивно-строительными играми дошкольников
- 1. Характеристика игрушки
- 2. История возникновения игрушек
- 3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек
- 4. Педагогические требования к игрушке
- 1. Определение понятия "трудовое воспитание" дошкольников
- 2. Значение труда для развития личности дошкольника
- 3. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста
- 4. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников
- 5. Требования к организации детского труда
- 1.Формирование представлений о труде взрослых
- 2. Виды и содержание труда детей.
- 3.Формы организации труда детей в разных возрастных группах
- 4.Условия организации труда дошкольников
- 1. Роль ипв в системе целостного развития дошкольников
- 2. Основные понятия теории ипв.
- 3. Задачи ипв дошкольников
- 4. Средства ипв дошкольников
- 5. Условия интеллектуально-познавательного развития детей.
- 1. Значение сенсорного воспитания для развития ребенка.
- 2. Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольного воспитания.
- 3. Задачи и содержание сенсорного воспитания.
- 4. Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду
- 1. Общее понятие о дидактике учреждения дошкольного образования.
- 2. Сущность обучения детей дошкольного возраста.
- 4. Принципы обучения дошкольников.
- 5. Модели обучения дошкольников
- 6. Типы обучения дошкольников
- 7. Методы обучения дошкольников
- 8. Формы организации обучения
- Тема1. Теоретические основы социально-нравственного
- 2.Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников
- 3.Содержание и средства социально-нравственного воспитания дошкольников
- 4.Методы социально-нравственного воспитания дошкольников
- 1. Понятие культуры поведения дошкольников.
- 2. Задачи и содержание воспитания культуры поведения у дошкольников.
- 3.Условия воспитания культуры поведения дошкольников.
- 4. Пути, средства и методы воспитания культуры поведения дошкольников
- 1. Значение гендерного воспитания дошкольников
- 2. Теоретические основы гендерного воспитания детей.
- 3. Физические и психические отличия детей разного пола
- 4. Задачи и содержание гендерного воспитания дошкольников
- 5. Роль семьи в гендерном воспитании детей
- 1. Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста
- 2.Значение воли для воспитания нравственных качеств личности дошкольника
- 3. Воспитание смелости у детей. Причины возникновения детских страхов и пути их преодоления
- 4. Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи, меры их предупреждения
- 5. Воспитание скромности у детей
- 6. Капризы и упрямство, пути их преодоления.
- 1. Своеобразие коллектива дошкольников
- 2. Этапы и условия развития детского коллектива.
- 3. Личность дошкольника и коллектив
- 4. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода к детям
- 1. Значение патриотического воспитания дошкольников
- 2. Своеобразие патриотического воспитания дошкольников
- 3. Задачи патриотического воспитания дошкольников
- 4. Пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников
- 1. Значение эстетического воспитания дошкольников
- 2. Своеобразие эстетических восприятий и переживаний дошкольников
- 3. Принципы эстетического воспитания дошкольников
- 4. Задачи эстетического воспитания дошкольников.
- 5. Средства эстетического воспитания дошкольников
- 7. Формы эстетического воспитания дошкольников
- 8.Современные исследования и программы эстетического и художественного воспитания дошкольников
- 2. Задачи и содержание взаимодействия удо и семьи
- 3. Этапы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
- 4. Формы взаимодействия д/у с семьей
- 1.Сущность готовности детей к обучению в школе
- 2. Структура готовности детей к школьному обучению.
- 3. Возрастные показатели готовности детей к обучению в школе
- 4. Показатели неготовности детей к школьному обучению.
- 1.Сущность и задачи преемственности дошкольного и начального школьного образования
- 2. Содержание совместной работы удо и школы
- 3. Требования к организации образовательного процесса в старшей группеУдо и 1-ом классе школы
- 4.Адаптация 6-летних детей к школе как условие обеспеченияпреемственности
- Виды планирования
- Структура и содержание перспективно-календарного плана
- 6. Планирование работы в летний оздоровительный период