logo
обзорки на ГОСы

3. Воспитание смелости у детей. Причины возникновения детских страхов и пути их преодоления

Важным нравственно-волевым качеством является смелость, которая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют сюжетно-ролевые игры, подвижные, спортивные игры, физические упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность.

Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью.

Воспитатель сообщает им некоторые правила предосторожности. Важно не запугивать детей, а приучить их обдумывать свои действия.

Воспитателю нередко приходится сталкиваться с проявлением у детей страха. Его причиной обычно является присутствие чего-то угрожающего либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность, ощущение смутной тревоги или неминуемой опасности.

Причинами страха могут являться одиночество, незнакомость (человека, объекта, предмета), внезапное приближение чего-нибудь, контрастное изменение стимула (тишина – громкость, свет – тьма), высота, боль.

Существует 3 типа ситуаций, при которых у ребенка возникает страх.

Подражание – процесс, при котором ребенок перенимает многие страхи взрослых (в первую очередь – родителей) и их отношение к ним.

Травма – это острое психическое переживание какого-то события, которое оставляет глубокий след в сознании ребенка.

Наказание.

Взрослые должны понять, что они сами могут помочь ребенку справиться со страхами. Для этого:

1. Научиться видеть стрессовые реакции у детей.

2. Обеспечить деется теплое, надежное пристанище, чтобы вернуть им уверенность.

3. Дать детям возможность рассказать о том, что они чувствуют, т.к. с разделенной бедой справиться легче.

4. Помочь детям понять смысл событий или обстоятельств, дать им все необходимые объяснения.

5. Необходимо сделать любое усилие, чтобы улучшить отношение с ребенком.

6. Надо стремиться успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие. Высмеивание и шутки по поводу страха недопустимы.

7. Взрослые должны с пониманием отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвенен. Ребенок нуждается в том, чтобы все его страхи признавались, принимались.

8. Можно рассказать ребенку, что сам родитель или кто-то из общих знакомых пережил точно такой же страх и сумел преодолеть его.

9. Наконец, не нужно из детского страха делать трагедию, нужно постараться вместе преодолеть его.