logo
обзорки на ГОСы

8.Современные исследования и программы эстетического и художественного воспитания дошкольников

Все базисные программы дошкольного образования (как белорусских, так и российских авторов) включают разделы, посвященные эстетическому и художественному воспитанию дошкольников. Создано также много специальных программ художественно-эстетического воспитания дошкольников.

«Программа художественного воспитания в детском саду» (авторы Т.Б. Братская, С.М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко). Цель – развитие творческих способностей детей 5-6 лет средствами разных видов художественной деятельности: ознакомление с искусством, художественно-речевая, театрально-игровая, художественно-изобразительная и музыкальная деятельность.

Программа «Венок» (автор Ю.А. Гомазова). Цель – приобщение старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству Беларуси.

Российскими авторами разработано много программ по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников:

Ø «Семицветик»

Ø «В пространстве игры»

«Театр, творчество – дети»

Ø «Маленький Эмо и большой настройщик».

Ø «Дети в музее»

Ø «Войди в мир искусства».

Ø «Цветные ладошки»

Большой научный вклад в развитие изобразительного детского творчества внесли исследователи белорусские Е.В. Горбатова, Л.Б. Горунович, В.А. Силивон, а также Т.С. Комарова, О.С. Калинина, Р.А. Мирошкина и др.

Красота окружающего мира раскрывается перед дошкольниками средствами литературного творчества в работах исследователей белорусских Н.С. Старжинской, Д.Н. Дубининой, а также Т. В. Алиевой, Т.Б. Лепехиной, С.М. Яковлева.

Детская театральная деятельность как одно из средств эстетического воспитания исследовалась В.А. Артемовой, З.И. Калинкевич, Е.А. Соловьевой, Н.А. Сорокиной.

Природа как средство эстетического воспитания углубленно рассматривается в работах Н.С. Веретенниковой, Н.Г. Каленцевой, Л.Я. Панкратова, Е.К. Янакиева.

В области развития музыкальной деятельности дошкольников плодотворно работают исследователи белорусские О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль, Г.А. Никашина, Л.С. Ходонович, а также О.П. Радынова, А.И. Смирнова, Г.Е. Франио, Е.Н. Царько.

Вопросу взаимодействия искусств в формировании личности старшего дошкольника посвящено исследование Р.М. Чумичевой.

Тема. СОТРУДНИЧЕСТВО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬИ

План.

1. Новая философия взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи.

2. Задачи и содержание взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи.

3. Этапы взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей.

4. Формы взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей.

  1. Новая философия взаимодействия УДО и семьи

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и УДО. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие», которые означают организацию совместной деятельности, общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. УДО должно стать открытым как «внутрь», так и «наружу».

Для этого нужно создать следующие условия:

— личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах;

— вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.

Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательной или музыкальной школой, спортивным комплексом, библиотекой, картинной галереей, педагогическим университетом и т.д.

Родители и педагоги должны строить отношения, прежде всего на доверительности, на психологии доверия. Родители, должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.

Важен дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания).

Используется линия воздействия на семью через ребенка.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

1) это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

2) учет индивидуальности ребенка.

3) родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

4) укрепление внутрисемейных связей.

5) возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в УДО и семье.

6) возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.