logo
обзорки на ГОСы

4.Адаптация 6-летних детей к школе как условие обеспеченияпреемственности

Адаптация — это приспособление организма к условиям среды.

Организм ребенка приспосабливается к новой социальной ситуации не только физиологически, но и психологически. Под адаптацией шестилетнего ребенка к школе следует понимать физиологическую адаптацию как процесс приспособления всех функций организма, его органов и клеток к новым условиям; социально-психологическую адаптацию как процесс активного приспособления систем «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок» к новым условиям взаимодействия, адаптацию к новым условиям познавательной деятельности.

Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизиологическое состояние будущего ученика.

Сроки адаптации первоклассников могут быть различными.

Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца.

При стечении неблагоприятных обстоятельств у детей может развиться «адаптационная болезнь», которая проявляется в быстрой утомляемости, низкой работоспособности, ухудшения состояния здоровья, могут возникнуть сложности с учебой вплоть до стойкой неуспеваемости, нарушаются взаимоотношения со сверстниками и учителем. Это приводит к тому, что ребенок может отказаться ходить в школу.

Факторы риска, способные при определенных условиях стать причиной школьной дезадаптации:

1. Соматическая ослабленность ребенка (недостаточный уровень физического развития, частые заболевания).

2. Недостаточная подготовка ребенка к школе (несформированность мотивации обучения, отсутствие элементарных навыков и умений в учебной деятельности, негативное отношение к школе).

3. Социально-педагогическая запущенность (недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, психотравмирующее влияние семьи).

4. Длительная психическая депривация: (сенсорная, когнитивная депривация, эмоциональная, социальная).

5. Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, асинхронность их формирования, что затрудняет процесс обучения и требует специальной коррекции.

6. Нарушение формирования так называемых школьных навыков (дизлексия, дизграфия, дискалькулия).

7. Двигательные нарушения (моторная заторможенность или расторможенность).

8. Нестабильность психических процессов, что на поведенческом уровне проявляется в виде эмоциональной неустойчивости, быстрого перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия»— к гиперактивности.

9. Несформированность таких личностных особенностей детей, как умение контактировать с людьми, владение необходимыми навыками общения, способность выработать собственную позицию в отношениях с окружающими или наличие отрицательных личностных качеств. При этом дети испытывают сильный психологический дискомфорт, который имеет отчетливо дезадаптирующий характер.

Тема. Планирование образовательного процесса в учреждении дошкольного образования

План.

  1. Планирование как функция управления.

  2. Виды планирования

  3. Годовой план УДО

  4. Планирование образовательного процесса в группах.

Планирование как функция управления.

Планирование является важным этапом в управлении дошкольным учреждением. Это один из видов управленческого решения. Оно позволяет осуществить совокупность мер по реализации задач, стоящих перед коллективом.

Планирование вытекает из педагогического анализа. При планировании необходимо учитывать перспективы развития народного образования и дошкольного воспитания в стране, городе, районе, а также перспективы развития своего учреждения на несколько лет вперед, на пятилетку или на более отдаленный срок. В плане определяются главные, наиболее важные задачи работы дошкольного учреждения, на решение которых будет направлена деятельность коллектива, и определяются основные пути и способы их решения: целесообразная расстановка людей и распределение обязанностей, координация действий членов коллектива, меры их стимулирования (через организацию инструктажа, контроля, соревнования), создание благоприятного психологического климата в коллективе, укрепление материальной базы учреждения. Действенность плана заключается в ясности и четкости целей, задач, в конкретности и перспективности, в учете объективных особенностей планируемого.

При составлении плана работы дошкольного учреждения руководитель должен уметь прогнозировать развитие всего дошкольного учреждения, процессов воспитания и обучения дошкольников.

В планировании как функции можно выделить ряд этапов. На первом этапе планирование можно рассматривать как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей, второй этап — разработка программ их достижения3 этап — оформление.

Требования к планированию

Планирование на всех уровнях должно отвечать общим требованиям.

  1. Единство целевой установки и условий реализации;

  2. Единство долгосрочного и кратковременного планирования;

  3. Осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке планов;

  4. Обеспечение комплексного характера планирования;

  5. Стабильность и гибкость планирования на основе прогноза.

Планирование образовательной работы с детьми должно строиться на определенных принципах, которые дают воспитателю возможность осуществлять систематическое и последовательное воздействие на детей через разные виды организованной (совместной) деятельности. Учитывая достижения дошкольников в организованной совместной деятельности, воспитатель постепенно подводит детей к освоению более сложного содержания, новых способов действия.

Планирование с учетом принципа повторности с усложнением обеспечивает лучшее усвоение детьми программного материала во всех видах деятельности.

Усложняя материал, необходимо предусмотреть вариативность выполнения детьми заданий, что обеспечит проявление творчества, позволит учесть индивидуальные особенности и способности детей.

При планировании учитывается принцип связи всех видов деятельности, что способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Современные требования к планам образовательной работы с детьми обусловлены полипрограммными условиями функционирования и развития системы дошкольного образования. Положение Кодекса РБ « об образовании» о признании приоритетности Учебной программы дошкольного образования диктует необходимость в первую очередь учитывать при планировании подходы данной программы, а затем подходы вариативных программ (при условии их использования).