1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
Основная цель совместной деятельности школы и семьи – включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.
Задачи работы сурдопедагога с родителями неслышащих и слабослышащих:
разработка и реализация комплексных программ по оказанию консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям;
оказание помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка;
ознакомление родителей со специальной психолого-педагогической литературой;
информирование об особенностях и перспективах развития ребенка;
знакомство родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей;
оказание помощи родителям по социальной адаптации и реабилитации ребенка с нарушением слуха в практических учреждениях;
содействие в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и уважения к ним;
выявление и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Цели и задачи, решаемые педагогами в процессе совместной деятельности с родителями, определяют особенности организации, содержание форм и методов ее проведения.
Оказание помощи родителям детей с нарушениями слуха может осуществляться сурдоцентрами, школами-интернатами. В школе эта работа организуется социальным педагогом и классными руководителями при активном участии воспитателей и учителей-предметников.
Содержание работы с родителями неслышащих и слабослышащих детей включает ряд направлений:
укрепление здоровья, совершенствование физического развития детей, преодоление отклонений, связанных с нарушением слуха;
нравственное воспитание учащихся с нарушениями слуха, ознакомление их с общечеловеческими ценностями, нормами общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков;
изучение условий пребывания ребенка с нарушением слуха в семье, психолого-педагогическая коррекция внутрисемейных отношений;
привлечение родителей к сотрудничеству со школой-интернатом для детей с недостатками слуха, активизация общения с педагогами и детьми в условиях совместной деятельности.
Формы организации работы с родителями достаточно разнообразны:
коллективные: общешкольные и классные собрания, лекции и семинары для родителей, конференции, день открытых дверей;
групповые: работа с родительским комитетом, привлечение родителей к решению организационных, культурно-массовых, хозяйственных, воспитательных вопросов;
индивидуальные: беседы, посещения семей, консультации, переписка.
Планирование и анализ работы с родителями записывается в специальный журнал. Сурдопедагог определяет даты и темы родительских собраний, лекций, бесед, планирует переписку с родителями, посещение семей, индивидуальные консультации. В журнал вносятся данные анкет, опросников, заполненных родителями и детьми, результаты и оценка бесед, посещений семьи и т. д.
Контролирующие вопросы и задания
Раскройте методологические основы процесса воспитания детей с недостатками слуха. Раскройте сущность принципов воспитания. Приведите примеры их реализации в воспитании глухих и слабослышащих школьников.
Охарактеризуйте методы воспитания. Какими факторами определяется использование различных методов в воспитании школьников с нарушенным слухом?
Определите задачи нравственного воспитания детей с недостатками слуха, раскройте особенности их реализации.
Каковы возможности и средства эстетического воспитания глухих и слабослышащих школьников? Охарактеризуйте задачи и содержание эстетического воспитания в процессе обучения и в процессе внеклассной работы.
Раскройте задачи, содержание, методы и формы физического воспитания в школах глухих и слабослышащих.
Охарактеризуйте задачи и содержание трудового воспитания глухих и слабослышащих школьников. Каковы формы работы специальной школы по включению учащихся в общественно полезный, производительный труд?
В чем проявляется коррекционная направленность всех разделов воспитания в школах глухих и слабослышащих?
Какое значение имеет работа с родителями в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для лиц с нарушениями слуха для повышения эффективности их обучения и воспитания?
Назовите задачи, содержание и основные направления семейного воспитания ребенка с нарушенным слухом младенческого и раннего возраста.
Каково содержание семейного воспитания дошкольника с нарушенным слухом?
Перечислите основные формы работы родителями детей с недостатками слуха в специальных школах.
Список литературы
Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб. : КАРО, 2005. – С. 190-262.
Корсун, С. В. Азбука для неслышащего малыша / С. В. Корсун, И. А. Гинзберг. – М. : ОЛМА-Пресс, 2005. – 128 с.
Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
Пенин, Г.Н. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: учебное пособие / Г. Н. Пенин, З. А. Пономарева, О. А. Красильникова, Л. В. Кораблева; под ред. проф. Г. Н. Пенина и доц. З. А. Пономаревой. – СПб. : КАРО, 2006. – 496 с.
Развитие детей с нарушением слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Владос, 2005. – 295 с.
Речицкая, Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха / Е. Г. Речицкая. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 193 с.
Самощенко, И. В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога / И. В. Самощенко. – М. : ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003. – 171 с.
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 200-255.
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – С. 494-523.
Шматко, Н. Д. Если малыш не слышит… / Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская. – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://pedlib.ru/Books/1/0410/1_0410-1.shtml.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.1. Сурдопедагогика как наука
- 1.1.1. Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики.
- 1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
- 1.1.3. Связь сурдопедагогики с другими науками.
- 1.1.4. История становления и развития зарубежной сурдопедагогики.
- 1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.
- 1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
- 1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха
- 1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха.
- 1.2.3. Основные методы исследования слуховой функции.
- 1.2.4. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- 1.3. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
- 1.3.7. Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
- 1.4. Основы организации коррекционно-образовательного процесса в системе образования детей с нарушенным слухом
- 1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
- 1.4.2. Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
- 1.4.3. Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- 1.6. Особенности процесса обучения в школах для детей с нарушением слуха
- 1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
- 1.6.2. Содержание образования в школе глухих.
- 1.6.3. Методы обучения глухих школьников.
- 1.6.4. Формы организации учебного процесса.
- 1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
- 1.7. Особенности слухо-речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
- 1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
- 1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
- 1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
- 1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
- 1.8. Воспитание детей с нарушениями слуха
- 1.8.1. Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.2. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.3. Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
- 1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
- 1.8.5. Воспитание детей с нарушением слуха в семье.
- 1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
- 1.9. Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
- 1.9.1. Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих.
- 1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
- 1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.
- 1.10. Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
- 1.10.1. Сурдотехнические средства.
- 1.10.2. Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
- 1.10.3. Кохлеарная имплантация.
- Рау ф. Ф. Глухота и ее влияние на судьбу устной речи12
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка13
- Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14
- Анкета-вопросник для родителей
- Критерии необходимости комплексного обследования слуха у ребенка раннего возраста
- Урок дактильной речи (подготовительный класс)15
- Урок устной речи (подготовительный класс)
- Урок предметно-практического обучения (2 класс)
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Составление заявки.
- IV. Подготовка инструментов и материалов.
- V. Итог урока.
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка16
- Русский дактильный алфавит