1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
Задачи обучения глухих произношению:
обеспечить устной речи глухих достаточную внятность, достичь максимальной членораздельности речи, максимально приблизить произношение глухих к естественному звучанию, к живой, выразительной речи нормально слышащих людей;
добиться прочного закрепления речевого материала в произношении, чтобы имели место автоматизированные речевые комплексы;
добиться беглости произношения, чтобы оно позволяло глухому приспосабливать отраженную артикуляцию к темпу речи собеседника, чтобы соблюдалась тождественность в словесном ударении и нормах орфоэпии;
формировать навыки самоконтроля над произношением;
побуждать учащихся к активному усвоению произносительной стороны устной речи, воспитывать определенное отношение к ней, приучать школьников смело вступать в контакт со слышащими, невзирая на возможную неблагоприятную реакцию на фонетические особенности речи глухих со стороны некоторых слышащих.
Содержание обучения представлено в специальной школьной программе, которая состоит из следующих разделов:
Речевое дыхание - формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы. Голос - формирование навыка пользования голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра. Звуки и их сочетания - формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах. При этом соблюдается определенная последовательность в усвоении звукового состава речи глухими учащимися. Работа над словом - формирование у учащихся умения воспроизводить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для нормального произношения. Работа над фразой - формирование у учащихся умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно и с правильным логическим ударением.
Метод и формы организации обучения глухих произношению. В настоящее время в школах для глухих детей принят аналитико-синтетический концентрический полисенсорный метод обучения произношению. Аналитико-синтетический – это значит, что исходным моментом в работе над новым словом, фразой является слухо-зрительное восприятие и сообщение их (слова, фразы) значений. После того, как дети уясняют соответствующее понятие, они должны по подражанию назвать его. Добиваясь чистого произношения, учитель в случае необходимости разлагает слово (фразу) на элементы (слоги, звуки), отрабатывает их отдельно, а затем снова синтезирует в слово.
значение — слово, фраза — слог — звук (анализ);
звук — слог — слово — фраза (синтез).
Практический эффект использования этого метода состоит в одновременном достижении слитного и ритмичного произношения целых слов при достаточно четком воспроизведении составляющих их фонем, что служит важным условием разборчивости речи ученика.
В целях приближения процесса обучения глухих произношению к естественному пути формирования речи у слышащих названный метод обучения является концентрическим. Сущность данного метода состоит в том, что первоначальное обучение произношению глухих состоит из двух концентров. В начале обучения (подготовительный класс) от учащихся требуется точное воспроизведение в словах 17 основных звуков отобранных из 42 фонем русского языка, которые составляют сокращенную систему фонем: гласных а, о, у, э, и и согласных п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р. Эти звуки достаточно четко различаются между собой по артикуляции и являются более легкими для усвоения, чем другие звуки, близкие к каждому из них. Звуки, не входящие в число основных, временно заменяются в словах близкими к ним основными звуками.
-
Основные звуки
а
о
у
э
и
п
т
К
ф
с
ш
х
в
л
р
м
н
Заменяемые звуки
ы
п'
т'
к'
ф'
с'
щ
х'
в'
л'
р'
м'
н'
й
б
д
г
з
ж
б'
д'
г'
з'
ч
ц
2 концентр: в 1-м и 2-м классах, а также в дальнейшем обучении (с учетом программных требований и индивидуальных особенностей учеников) ведется систематическая работа по уточнению произношения слов: в речи постепенно отрабатываются звонкие согласные, аффрикаты, мягкие согласные и гласный звук ы.
Названный метод обучения определяется не только как аналитико-синтетический и концентрический, но и как полисенсорный. Это значит, что в процессе обучения глухих произношению следует опираться на деятельность ряда анализаторов (зрительного, кожного и двигательного), которые в своей совокупности позволят создать, для глухого более благоприятные условия при овладении произношением. Особое значение имеет расширение возможностей использования остаточной функции слухового анализатора.
Основные формы организации обучения глухих школьников произношению:
специальные индивидуальные занятия,
ежедневные речевые зарядки,
работа над произношением на уроках по общеобразовательным предметам и во внеклассное время.
Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть – формирование произношения, вторая часть – развитие слухового восприятия. Первая часть проводится, как правило, с опорой на слухо-зрительное восприятие со ЗУА и имеет следующую структуру:
1. Упражнения для голоса, губ, языка. Их задачей является подготовка артикуляционного аппарата (губ, языка) учащихся к произношению определенного речевого материала. При проведении упражнений используются зеркало, рисунки, таблички, схемы с изображением профиля артикуляции звука, положения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок.
2. Упражнение по выработке слуховых дифференцировок. Задачей упражнений является выяснение возможностей восприятия данного звука на слух, использования слуха в процессе постановки и коррекции звука. При выработке слуховых дифференцировок используются слоги, слова и фразы с теми звуками, которые обозначены в теме. Учитель произносит речевой материал с таблички за экраном. Ученик, не повторяя его, показывает на соответствующие слоги, слова, фразы. Если он делает ошибки, то проводится несколько упражнений по различению этого звука слухо-зрительно с помощью ЗУА, затем снова на слух.
3. Работа со схематическим профилем звука. Задачей этого вида работы является формирование у учащихся зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения звука с целью осознания расположения органов артикуляции и приведения их в соответствующее положение. Работе с профилями артикуляции звуков уделяется 1–2 минуты. Внимание ученика обращается на положение губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. Затем учитель воспроизводит звук перед зеркалом, обращая внимание учащегося на состояние органов артикуляции. Показ сочетается с произношением звука, контролем за выдыхаемой струей воздуха изо рта (носа), контролем за вибрацией голосовых связок с помощью тактильно-вибрационной чувствительности. Только после опоры на все органы чувств ребенка можно предложить ему воспроизвести данный звук. На отработку каждого звука планируется несколько индивидуальных занятий.
4. Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок. Задачей этих упражнений является овладение учащимися произношением звука и введением его в речь. Выработка артикуляционных дифференцировок – основной момент индивидуальных занятий, поэтому на нее отводится большая часть времени. При подборе речевого материала учитель опирается на дидактический принцип: переход от легкого к трудному, т. е. от прямых слогов (па, то) и обратных (ам, ац) к стечению согласных звуков (ска, стра) и т. д. На первых занятиях по постановке или коррекции звука применяются подражание и чтение, в последующем, по мере овладения звуком, используются более сложные виды речевой деятельности: дополнение слов, предложений, ответы на вопросы, составление предложений и т. д.
5. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру. Задачей этих упражнений является овладение учащимися произношением звука без усиленного слухового самоконтроля.
Речевая зарядка проводится на первом уроке в течение 2-5 минут. Ее задача - закрепление и совершенствование ранее усвоенных произносительных навыков, предупреждение их распада, закрепление вновь приобретаемых навыков. Содержанием речевой зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, словесным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи. На речевой зарядке используются разнообразные виды работ: чтение речевого материала с доски, называние картинок и конкретных предметов, воспроизведение в действиях ситуации, рассказывание. В младших классах применяются виды работ, связанные с речевой практикой детей: рассказывание, чтение стихотворных текстов, загадок и т. д. Все упражнения выполняются фронтально с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Часть упражнений выполняется при восприятии только на слух, а часть при слухо-зрительном восприятии.
Формирование произносительных навыков осуществляется на всех уроках по общеобразовательным предметам с применением звукоусиливающей аппаратуры, а также во внеклассное время. Глухие школьники имеют возможность на основе слухового и слухо-зрительного восприятия речи учителя, воспитателя получить информацию о таких сторонах звучащей речи, как слитность, темп, словесное ударение, и даже о некоторых фонемах. Подражая образцу – правильной речи учителя, они усваивают некоторые произносительные навыки. Кроме того, на основе слухового и слухо-зрительного восприятия осуществляется коррекция произносительных ошибок учащихся в процессе всех занятий с использованием ЗУА.
Контролирующие вопросы и задания
Охарактеризуйте особенности речевого развития глухих детей.
Раскройте особенности усвоения словесного языка слабослышащими детьми.
Раскройте компенсаторные механизмы формирования устной речи у детей с нарушениями слуха.
Каковы условия эффективности слухоречевой работы с детьми, имеющими нарушения слуха?
Каковы особенности слухо-зрительного восприятия речи учителя глухими учениками?
Обоснуйте необходимость развития и использования слухового восприятия в процессе специального обучения глухих детей.
Назовите цель и задачи работы по развитию слухового восприятия у глухих школьников.
Выделите основные направления работы по развитию слухового восприятия.
Какие формы работы по развитию слухового восприятия используются в школе глухих? Дайте их характеристику.
Какая звукоусиливающая аппаратура применяется с целью развития слухового восприятия глухих школьников?
Каковы задачи и содержание обучения глухих произношению?
Перечислите формы организации работы по формированию произношения у глухих школьников.
Список литературы
Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя / Р. М. Боскис. – М. : Просвещение, 1988. – 125 с.
Волкова, К. А. Методика обучения глухих детей произношению: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» / А. К. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 224 с.
Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Зикеев. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
Лёве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Лёве; пер. с нем. Л. И. Родченко, Н. М. Назаровой. – М. : «Академия», 2003. – 224 с.
Методика преподавания русского языка в школе глухих: учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. М. Быковой. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 400 с.
Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л. П. Назарова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для вузов / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 334 с.
Развитие устной речи у глухих школьников: метод. пособие / авт.-сост. Е. П. Кузьмичева и др. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 125 с.
Рау, Ф. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: пособие для учителей / Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина. – [Электронный ресурс] – режим доступа : http://pedlib.ru/Books/3/0108/3_0108-1.shtml.
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 553-600.
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – С. 440-493.
- 1.1. Сурдопедагогика как наука
- 1.1.1. Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики.
- 1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
- 1.1.3. Связь сурдопедагогики с другими науками.
- 1.1.4. История становления и развития зарубежной сурдопедагогики.
- 1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.
- 1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
- 1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха
- 1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха.
- 1.2.3. Основные методы исследования слуховой функции.
- 1.2.4. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- 1.3. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
- 1.3.7. Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
- 1.4. Основы организации коррекционно-образовательного процесса в системе образования детей с нарушенным слухом
- 1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
- 1.4.2. Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
- 1.4.3. Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- 1.6. Особенности процесса обучения в школах для детей с нарушением слуха
- 1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
- 1.6.2. Содержание образования в школе глухих.
- 1.6.3. Методы обучения глухих школьников.
- 1.6.4. Формы организации учебного процесса.
- 1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
- 1.7. Особенности слухо-речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
- 1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
- 1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
- 1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
- 1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
- 1.8. Воспитание детей с нарушениями слуха
- 1.8.1. Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.2. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.3. Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
- 1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
- 1.8.5. Воспитание детей с нарушением слуха в семье.
- 1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
- 1.9. Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
- 1.9.1. Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих.
- 1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
- 1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.
- 1.10. Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
- 1.10.1. Сурдотехнические средства.
- 1.10.2. Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
- 1.10.3. Кохлеарная имплантация.
- Рау ф. Ф. Глухота и ее влияние на судьбу устной речи12
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка13
- Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14
- Анкета-вопросник для родителей
- Критерии необходимости комплексного обследования слуха у ребенка раннего возраста
- Урок дактильной речи (подготовительный класс)15
- Урок устной речи (подготовительный класс)
- Урок предметно-практического обучения (2 класс)
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Составление заявки.
- IV. Подготовка инструментов и материалов.
- V. Итог урока.
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка16
- Русский дактильный алфавит