logo
Лекции Основы сурдопедагогики

1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.

Дактильная речь своеобразная кинетическая форма словесной речи, построен­ная на движениях пальцев руки в воздухе. Дактилология – общение при помощи дактильной азбуки. Дактилирование – процесс воспроизведения дактильных слов.

Структура дактильной речи.

Дактильный алфавит – алфавит, в котором буквы обозначаются движениями рук. Каждый национальный язык имеет соответствующий дактильный алфавит. Впервые дактильный алфавит опубликовал испанский монах де Верба в 1593 г. Дактильную речь в обучении глухих начал применять Педро Понсе в 16 веке. А в 1629 г. Бонет опубликовал специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих. Для многих алфавитов была характерна общая черта – пальцевое воспроизведение графического изображения буквы. А в ряде англоязычных стран (Великобритании, Австралии, ЮАР и др.) применяется двуручный дактильный алфавит. Первый русский дактильный алфавит был опубликован В. И. Флери в 1835 г. В настоящее время описаны 43 дактильных алфавита, используемых в 59 странах мира.

Дактильный алфавит состоит из дактилем. Дактилема – дактилируемая буква алфавита.

Классификация дактильных алфавитов (И. Ф. Гейльман, 1981)10:

По составу – одноручные (русский, испанский), двуручные (английский), комбинированные (китайский, японский).

По способу образования – копирующие, вариантные.

По принципу обозначения – буквенные, слоговые, совмещенные.

Анализ алфавитов разных стран позволил установить, что в построении дактильных знаков преобладает ориентация на сходство с буквенными обозначениями. Дактилемы, не похожие на буквы, и являющие истинно условными обозначениями, составляют пятую-шестую часть алфавита. Так, в русском дактильном алфавите 14 дактилем полностью похожи на буквы (г, и, л, м, о, п, с, ш и др.), частично похожи – а, е, к, н, ф, ы и др., не похожи – б, ж, ч, я и др. Такой анализ является основой для построения методик обучения дактилологии: предлагается начинать с наиболее легких – г, з, л, м, о, с, а затем в 3 этапа – остальные дактилемы, в алфавитной последовательности.

Дактильные знаки предаются конфигурацией и движением. Только конфигурацией: а, б, в, г, д, е, ж, и, к, л, м, н, о, п. р, с, ту, ф, х, ч, ш, ы, э, ю, я; 8 остальных – сочетанием конфигурации и движения – д, ё, з, ц, й, щ, ь, ъ.

Особенности дактилирования:

На освоение дактилологии в среднем затрачивается 30 часов, основное время – на выработку навыков слитности, плавности, скорости дактилирования. В 2 раза больше времени надо на формирование навыка чтения с дактилирущей руки. Недостаток дактилирования – низкая скорость передачи информации, глухой может воспринять дактилируемый текст со скоростью 350 букв в минуту, это в 2 раза медленнее, чем на слух, но быстрее, чем письмо.

Функции дактильной речи.