1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
Дактильная речь – своеобразная кинетическая форма словесной речи, построенная на движениях пальцев руки в воздухе. Дактилология – общение при помощи дактильной азбуки. Дактилирование – процесс воспроизведения дактильных слов.
Структура дактильной речи.
Дактильный алфавит – алфавит, в котором буквы обозначаются движениями рук. Каждый национальный язык имеет соответствующий дактильный алфавит. Впервые дактильный алфавит опубликовал испанский монах де Верба в 1593 г. Дактильную речь в обучении глухих начал применять Педро Понсе в 16 веке. А в 1629 г. Бонет опубликовал специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих. Для многих алфавитов была характерна общая черта – пальцевое воспроизведение графического изображения буквы. А в ряде англоязычных стран (Великобритании, Австралии, ЮАР и др.) применяется двуручный дактильный алфавит. Первый русский дактильный алфавит был опубликован В. И. Флери в 1835 г. В настоящее время описаны 43 дактильных алфавита, используемых в 59 странах мира.
Дактильный алфавит состоит из дактилем. Дактилема – дактилируемая буква алфавита.
Классификация дактильных алфавитов (И. Ф. Гейльман, 1981)10:
По составу – одноручные (русский, испанский), двуручные (английский), комбинированные (китайский, японский).
По способу образования – копирующие, вариантные.
По принципу обозначения – буквенные, слоговые, совмещенные.
Анализ алфавитов разных стран позволил установить, что в построении дактильных знаков преобладает ориентация на сходство с буквенными обозначениями. Дактилемы, не похожие на буквы, и являющие истинно условными обозначениями, составляют пятую-шестую часть алфавита. Так, в русском дактильном алфавите 14 дактилем полностью похожи на буквы (г, и, л, м, о, п, с, ш и др.), частично похожи – а, е, к, н, ф, ы и др., не похожи – б, ж, ч, я и др. Такой анализ является основой для построения методик обучения дактилологии: предлагается начинать с наиболее легких – г, з, л, м, о, с, а затем в 3 этапа – остальные дактилемы, в алфавитной последовательности.
Дактильные знаки предаются конфигурацией и движением. Только конфигурацией: а, б, в, г, д, е, ж, и, к, л, м, н, о, п. р, с, ту, ф, х, ч, ш, ы, э, ю, я; 8 остальных – сочетанием конфигурации и движения – д, ё, з, ц, й, щ, ь, ъ.
Особенности дактилирования:
Если по количеству составляющих элементов дактильная форма речи отражает письменную, то по функции аналогична устной речи, так как основная ее функция – служить непосредственному общению глухих.
Общаясь при помощи дактильной речи, разговаривающие следуют правилам письменной речи, при дактилировании соблюдают нормы правописания;
Дактилирование в обязательном порядке сопровождает артикуляция.
Дактилируют правой рукой; предплечье поднято и находится в вертикальном положении; рука остается неподвижной, в движении находится только кисть руки; кисть не закрывает лицо; глаза обращены на собеседника; воспроизведение дактильных знаков должно быть точным; кисть руки обращена к говорящему тыльной стороной, к читающему – ладонью.
Дактилирование ведется плавно и слитно; слово дактилируется как целостная речевая единица, достигается это за счет сокращения лишних движений.
Разделение слов обозначается паузой; в конце фразы делают остановку.
На освоение дактилологии в среднем затрачивается 30 часов, основное время – на выработку навыков слитности, плавности, скорости дактилирования. В 2 раза больше времени надо на формирование навыка чтения с дактилирущей руки. Недостаток дактилирования – низкая скорость передачи информации, глухой может воспринять дактилируемый текст со скоростью 350 букв в минуту, это в 2 раза медленнее, чем на слух, но быстрее, чем письмо.
Функции дактильной речи.
Она применяется в межличностной коммуникации глухих. В условиях непринужденного неофициального общения глухие, как правило, пользуются жестовой речью. Однако в жестовые высказывания включаются и дактильные слова и словосочетания: имена собственные, научные термины и т. д. Дактильные знаки дополняют калькирующую жестовую речь.
В общении слышащих (учителей, родителей и др.) и глухих. Глухой, стараясь помочь слышащему понять то, что он сказал устно, может продактилировать для большей разборчивости.
В процессе обучения школьников с нарушенным слухом.
- 1.1. Сурдопедагогика как наука
- 1.1.1. Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики.
- 1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
- 1.1.3. Связь сурдопедагогики с другими науками.
- 1.1.4. История становления и развития зарубежной сурдопедагогики.
- 1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.
- 1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
- 1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха
- 1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха.
- 1.2.3. Основные методы исследования слуховой функции.
- 1.2.4. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- 1.3. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
- 1.3.7. Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
- 1.4. Основы организации коррекционно-образовательного процесса в системе образования детей с нарушенным слухом
- 1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
- 1.4.2. Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
- 1.4.3. Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- 1.6. Особенности процесса обучения в школах для детей с нарушением слуха
- 1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
- 1.6.2. Содержание образования в школе глухих.
- 1.6.3. Методы обучения глухих школьников.
- 1.6.4. Формы организации учебного процесса.
- 1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
- 1.7. Особенности слухо-речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
- 1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
- 1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
- 1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
- 1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
- 1.8. Воспитание детей с нарушениями слуха
- 1.8.1. Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.2. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.3. Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
- 1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
- 1.8.5. Воспитание детей с нарушением слуха в семье.
- 1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
- 1.9. Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
- 1.9.1. Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих.
- 1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
- 1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.
- 1.10. Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
- 1.10.1. Сурдотехнические средства.
- 1.10.2. Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
- 1.10.3. Кохлеарная имплантация.
- Рау ф. Ф. Глухота и ее влияние на судьбу устной речи12
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка13
- Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14
- Анкета-вопросник для родителей
- Критерии необходимости комплексного обследования слуха у ребенка раннего возраста
- Урок дактильной речи (подготовительный класс)15
- Урок устной речи (подготовительный класс)
- Урок предметно-практического обучения (2 класс)
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Составление заявки.
- IV. Подготовка инструментов и материалов.
- V. Итог урока.
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка16
- Русский дактильный алфавит