logo
Лекции Основы сурдопедагогики

1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения

Комплексная медико-педагогическая помощь людям с нару­шенным слухом оказывается в сурдологических кабинетах (отде­лениях, центрах), которые имеются во всех республиканских, ре­гиональных, областных, муниципальных центрах России. Основные направления деятельности этих уч­реждений:

1. Аудиологические обследования.

2. Слухопротезирование, включая подбор и настройку слухо­вых аппаратов разных фирм.

3. Изготовление и обеспечение пациентов вкладышами, состав­ляющими важный элемент устройства слухового аппарата и влияющими на эффективность слухопротезирования.

4. Профилактические и лечебные мероприятия, направленные на восстановление и пре­одоление нарушений функции слухового анализатора. Условно они могут быть разделены на хирургические и нехирургические воз­действия. Хирургические – слухосохраняющие операции, слухоулучшающие операции (в т. ч. кохлеарная имплантация). Нехирургические – медикаментозная терапия, слухопротезирование.

5. В учреждениях здравоохранения предусмотрена также специализированная педагогическая помощь пациентам, име­ющим нарушения слуха, с учетом их возраста, состояния слуха и речи, времени потери слуха. Ведущая форма такой помощи – занятия по развитию слухового и слухозрительного восприятия уст­ной речи. Оказывается также консультативная помощь родителям, они обучаются приемам развития у детей слухового восприятия и коррекции произношения в условиях семьи.