1.6.4. Формы организации учебного процесса.
В зависимости от характера деятельности учащихся выделяют следующие формы организации обучения: фронтальная – предполагает одновременное выполнение заданий всеми учащимися класса; индивидуальная – ученик выполняет учебные задания самостоятельно, на уровне своих учебных возможностей; групповая – объединение учащихся в группу, которая решает единую задачу (широко распространена в школе глухих).
В базисном учебном плане формы организации обучения глухих школьников представлены тремя основными видами занятий – групповыми, по подгруппам, индивидуальными.
К обязательным групповым занятиям с учащимися каждого класса относятся уроки по общеобразовательным предметам и учебным предметам блока коррекционных дисциплин, включающих музыкально-ритмические занятия, специальные фронтальные занятия в слуховом кабинете, уроки предметно-практического обучения. Обязательными являются также групповые и подгрупповые занятия по труду. Факультативно проводятся групповые и подгрупповые занятия по выбору учащихся. Индивидуальные занятия требуются для работы по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи.
Урок – основная форма организации обучения в школе глухих. Помимо образовательных и воспитательных задач, урок в школе глухих решает коррекционно-развивающие задачи. Образовательные задачи направлены на овладение учащимися знаниями, практическими умениями и навыками в соответствии с требованиями учебной программы. Воспитательные задачи предусматривают формирование у школьников базовой культуры личности, развитие познавательных интересов, способностей, познавательной активности и самостоятельности. Коррекционно-развивающие задачи обеспечивают преодоление последствий нарушения слуха и в свою очередь объединяют комплекс задач, содействующих речевому развитию (создание лексической основы языка, овладение вариативными синтаксическими структурами, связными высказываниями, коммуникативными умениями речевого общения и вариативными диалогическими единствами; формирование произносительных навыков и навыков слухозрительного восприятия речи и чтения с губ); становлению и развитию речевого слуха; коррекции познавательных процессов, активизации мыслительной деятельности. Осуществление коррекционно-развивающих задач связано с необходимостью предварительного выбора сурдопедагогом речевого материала, предъявляемого на уроке для слухового восприятия, определения объема лексических единиц, используемых для обогащения речи учеников, способов расширения и активизации словаря, а также организации речевого общения и расширения речевой практики.
Основополагающие положения интенсификации процесса обучения глухих детей на уроке подробно рассмотрены С. А. Зыковым и получили дальнейшее развитие в работах Т. С. Зыковой, Е. Н. Марциновской, М. И. Никитиной, Е. Г. Речицкой и др. Они предусматривают последовательную реализацию специфических принципов обучения, определение путей развития самостоятельности и активности школьников. С целью повышения эффективности урока пересматривается соотношение методов в пользу доминирования наглядных и практических, при их разнообразном сочетании со словесными методами. Разработаны и предложены практикам новые формы учебной работы: работа с «маленьким учителем» (с ведущим учеником), работа парами, бригадами, по конвейеру (С. А.Зыков, Т. С. Зыкова, Е. Н. Марциновская). Эти формы работы впервые были введены на уроках предметно-практического обучения и затем рекомендованы для использования на всех уроках. Доказано, что они активизируют речевое общение учеников, приучают их к слухозрительному восприятию речи, расширяют практику мотивированного употребления речевых единиц, содействуя его автоматизации.
К коррекционным учебным урокам и занятиям относятся:
Уроки предметно-практического обучения (ППО). Относясь к предметам коррекционного цикла, уроки ППО являются одновременно первым этапом трудового обучения школьников и проводятся в начальных классах. Эти уроки имеют специфическую структуру. Так, значительное место на уроке отводится словесному обсуждению учениками предстоящей работы, составлению заявки на необходимые материалы и инструменты, общению в бригаде по вопросам изготовления изделия и т. п. Задачами уроков ППО являются: развитие познавательных процессов глухих школьников; развитие словесной речи детей по принципу коммуникации; формирование житейских понятий и представлений как базы для обучения общеобразовательным предметам; формирование трудовых умений и навыков (как чисто физических, так и интеллектуальных); воспитание положительных качеств личности. Основное содержание предметно-практического обучения отражено в учебной программе; виды практической деятельности чрезвычайно разнообразны: лепка, моделирование и конструирование, рисование, аппликация, работа с тканью, мозаикой, разными материалами. Учащиеся знакомятся с разнообразными инструментами и материалами, овладевают отдельными трудовыми операциями, приемами планирования своей практической деятельности, усваивают основы культуры и труда и элементы техники безопасности. Наряду с общим развитием речи у детей накапливается словарь специальных и технических терминов. Важным является формирование умений работать индивидуально, парами, бригадами, коллективно, оказывая друг другу помощь, работать целенаправленно, аккуратно выполнять трудовые операции, создавать красивые изделия.
Индивидуальные занятия по развитию восприятия и воспроизведения устной речи направлены на обучение детей восприятию речи на слух, развитие слухового внимания и формирование произносительных навыков с опорой на комбинированное слухозрительное восприятие. Такие занятия предусматривают две составляющие: с одной стороны, формирование произносительных навыков, с другой – развитие речевого слуха на основе слуховых упражнений с электроакустической аппаратурой, индивидуальными слуховыми аппаратами или только на слух.
Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию слухового восприятия, произносительной стороны речи, двигательной активности детей, а также обеспечивают формирование различных умений, связанных с музыкой: исполнение танцевальных и гимнастических движений под музыку, декламация песен, участие в инсценировках музыкальных сказок, игра на элементарных музыкальных инструментах, совершенствование внятной выразительной устной речи с опорой на фонетическую ритмику. Эти занятия проводятся в специальном помещении, оборудованном стационарной звукоусиливающей аппаратурой, магнитофоном, фортепьяно и другими музыкальными инструментами. Содержание занятий составляют упражнения в разнообразных ритмических движениях, распознавание музыкальных ритмов и произведений. Восприятие музыки глухими учениками осуществляется на полисенсорной основе с опорой на сохранные анализаторы и развивающееся слуховое восприятие.
- 1.1. Сурдопедагогика как наука
- 1.1.1. Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики.
- 1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
- 1.1.3. Связь сурдопедагогики с другими науками.
- 1.1.4. История становления и развития зарубежной сурдопедагогики.
- 1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.
- 1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
- 1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха
- 1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха.
- 1.2.3. Основные методы исследования слуховой функции.
- 1.2.4. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- 1.3. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
- 1.3.7. Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
- 1.4. Основы организации коррекционно-образовательного процесса в системе образования детей с нарушенным слухом
- 1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
- 1.4.2. Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
- 1.4.3. Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- 1.6. Особенности процесса обучения в школах для детей с нарушением слуха
- 1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
- 1.6.2. Содержание образования в школе глухих.
- 1.6.3. Методы обучения глухих школьников.
- 1.6.4. Формы организации учебного процесса.
- 1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
- 1.7. Особенности слухо-речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
- 1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
- 1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
- 1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
- 1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
- 1.8. Воспитание детей с нарушениями слуха
- 1.8.1. Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.2. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.3. Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
- 1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
- 1.8.5. Воспитание детей с нарушением слуха в семье.
- 1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
- 1.9. Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
- 1.9.1. Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих.
- 1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
- 1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.
- 1.10. Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
- 1.10.1. Сурдотехнические средства.
- 1.10.2. Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
- 1.10.3. Кохлеарная имплантация.
- Рау ф. Ф. Глухота и ее влияние на судьбу устной речи12
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка13
- Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14
- Анкета-вопросник для родителей
- Критерии необходимости комплексного обследования слуха у ребенка раннего возраста
- Урок дактильной речи (подготовительный класс)15
- Урок устной речи (подготовительный класс)
- Урок предметно-практического обучения (2 класс)
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Составление заявки.
- IV. Подготовка инструментов и материалов.
- V. Итог урока.
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка16
- Русский дактильный алфавит