1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
Охарактеризуем основные особенности учебного процесса специальной (коррекционной) школы II вида.
1. Структура школы II вида определилась исходя из принципа дифференцированного подхода к процессу обучения, в основу которого положены показатели нарушения слуха и особенности речевого развития и познавательной деятельности. В школе имеется 2 отделения: 1 отделение – для детей с относительно развитой речью, в которой можно отметить лишь некоторые недостатки: неправильность произношения, отклонения в грамматическом оформлении; 2 отделение – для детей с глубоко неразвитой речью, с искаженным произношением, ограниченным запасом слов, неправильным оформлением связных высказываний.
2. Школа для слабослышащих и позднооглохших детей обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечающем нормативным требованиям государственного образовательного стандарта. Современное содержание образования отражено в структуре учебных планов, в которых 1-е и 2-е отделения имеют по два варианта.
В 1-м отделении вариант I включает: 1-4 классы (I ступень), 5-10 классы (II ступень), 11-12 классы (III ступень). Вариант II также имеет три ступени: 1-5 классы (I ступень), б—10 классы (II ступень), 11-12 классы (III ступень). Учащиеся 1-го отделения получают полное среднее образование и сдают экзамены на аттестат зрелости.
Во 2-м отделении варианты учебных планов имеют следующую структуру: вариант I – подготовительный класс (I ступень), 1-4 классы (II ступень), 5-10 классы (III ступень), 11-12 классы (IV ступень). Вариант II – подготовительный класс (I ступень), 1-6 классы (II ступень), 7-12 классы (III ступень). Этот вариант может быть рекомендован для обучения слабослышащих детей с задержкой психического развития (ЗПР). Вспомогательные классы для слабослышащих детей с интеллектуальной недостаточностью организуются без ориентации на цензовый уровень образования. Во 2-м отделении учащиеся получают общее среднее образование и свидетельство об образовании.
Наличие вариантов учебных планов и программ по каждому отделению, отличающихся не только разным соотношением продолжительности обучения, но и разными уровнями общеобразовательной подготовки, позволяет сделать выбор, соответствующий индивидуальным возможностям учащихся.
3. Базисные учебные планы начальной ступени обучения в обоих отделениях содержат такие общеобразовательные области: «Язык», «Обществознание», «Математика», «Естествознание», «Искусство», «Физкультура», «Технология». Наряду с образовательными областями в программу включен коррекционный блок учебных предметов, содержащий индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения, музыкально-ритмические занятия. В подготовительном классе 2-го отделения введено предметно-практическое обучение.
4. Наибольшим своеобразием в учебном плане школы слабослышаших отличается учебный предмет «Родной язык»: его изучение обеспечивает в первую очередь речевую подготовку (овладение языком как средством общения), восполнение пробелов в представлениях, знаниях об окружающей действительности, умственное и сенсорное развитие учащихся. По мере создания необходимой базы в виде формирования практических речевых навыков, овладения минимумом языкового материала в данный раздел включается изучение языка как предмета. При этом в программе школы для слабослышащих предусмотрен такой же объем знаний и навыков по языку, как и в программе для массовой школы, а времени на его изучение отводится значительно больше. С этим предметом связаны и такие, как «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», на которые также выделяется значительное количество часов.
5. В учебном плане школы слабослышащих увеличено (по сравнению с учебным планом массовой школы) время для изучения и других предметов: математики, ознакомления с окружающим миром, естествознания, истории и т. д., что в первую очередь связано с необходимостью преодоления трудностей речевого характера, а также с решением коррекционных задач (формирование всех видов познавательной деятельности, особенно абстрактного, словесно-понятийного мышления, преодоление последствий дефекта слуха и речевого недоразвития).
6. Учебные программы отличает коррекционная направленность обучения и максимальный учет особенностей слабослышащих детей. В связи с этим наряду с единым содержанием обучения в них включены требования, касающиеся развития слухового восприятия, словесной речи, практических речевых навыков и познавательной деятельности школьников. Программы начальной ступени образования ориентированы на задачи пропедевтического характера, решение которых способствует развитию детей и подготавливает их к сознательному овладению системой школьных знаний и навыков.
7. На II и III ступенях обучение ведется по программам массовой общеобразовательной школы с возможностью внесения изменений в их содержание с учетом коррекционной направленности всего педагогического процесса, при сохранении последовательности подачи учебного материала и логики содержательной структуры соответствующих образовательных дисциплин.
8. Для I ступени 2-го отделения школ II вида создаются специальные учебники – буквари, учебники русского языка, включающие разделы «Развитие речи», «Практическая грамматика», а также книги для чтения и для обучения произношению.
9. Весь учебный процесс в школах II вида рассчитан на полисенсорный характер восприятия учебного материала. Специальное обучение слабослышащих учащихся строится на слухозрительной основе, что предполагает внимание со стороны сурдопедагога к контролю за пониманием воспринятого, к коррекции и уточнению звукослоговой структуры слов. В учебном процессе устная, письменная и дактильная формы речи сочетаются и взаимодополняют друг друга.
10. В обучении слабослышащих школьников используются формы организации учебной работы, аналогичные тем, которые используются в школах общего назначения, – урок, экскурсия, занятия в учебных мастерских, факультативы, домашняя учебная работа, дополнительные занятия, различные формы внеклассной работы (предметные кружки, занятия по бытовому труду, внеклассному чтению, конкурсы и др.). В практике обучения детей с частичным нарушением слуха применяются и специальные коррекционные формы организации учебного процесса: музыкально-ритмические занятия, фронтальные занятия в слуховом кабинете, индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, дополнительные коррекционные занятия.
Контролирующие вопросы и задания
Каковы особенности построения учебного плана школ глухих?
Назовите принципы и особенности построения учебных программ школ глухих.
Каким требованиям должны отвечать учебники для школ глухих?
Раскройте содержание понятий «методы обучения», «приемы обучения». Охарактеризуйте общепедагогические методы. Приведите примеры реализации этих методов в процессе обучения детей с нарушениями слуха.
Раскройте содержание понятия «формы организации обучения». Перечислите общепедагогические формы организации обучения.
Назовите организационные формы учебного процесса в школах глухих. Какие специфические формы организации обучения применяются в школах глухих? Каковы роль и место данных организационных форм в коррекционно-педагогическом процессе?
Охарактеризуйте особенности коррекционных уроков и занятий в школах глухих.
Обоснуйте необходимость дифференцированного обучения глухих и слабослышащих детей.
Как вы понимаете высказывание Р. М. Боскис: «Слабослышащий ребенок, способный овладеть с помощью слуха хотя бы самым ограниченным и искаженным запасом слов, идет в речевом развитии принципиально иным, по сравнению с ранооглохшим ребенком, путем»? Раскройте особенности развития слабослышащих детей.
Какова специфика процесса обучения слабослышащих детей?
Дайте характеристику учебных планов школ слабослышащих. Каковы отличия учебных планов для I и II отделения школ слабослышащих?
Список литературы
Зыкова, Т. С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 176 с.
Методика преподавания русского языка в школе глухих: учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. М. Быковой. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 400 с.
Речицкая, Е. Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов. – Л. : ЛВЦ ВОГ, 1990. – 135 с.
Специальная педагогика: учебное пособие в 3-х томах / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3 : Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 307-552.
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд.центр «Академия», 2005. – С. 365-438.
Яхнина, Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. З. Яхнина; под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
- 1.1. Сурдопедагогика как наука
- 1.1.1. Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики.
- 1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
- 1.1.3. Связь сурдопедагогики с другими науками.
- 1.1.4. История становления и развития зарубежной сурдопедагогики.
- 1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.
- 1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
- 1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха
- 1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха.
- 1.2.3. Основные методы исследования слуховой функции.
- 1.2.4. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- 1.3. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
- 1.3.7. Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
- 1.4. Основы организации коррекционно-образовательного процесса в системе образования детей с нарушенным слухом
- 1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
- 1.4.2. Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
- 1.4.3. Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- 1.6. Особенности процесса обучения в школах для детей с нарушением слуха
- 1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
- 1.6.2. Содержание образования в школе глухих.
- 1.6.3. Методы обучения глухих школьников.
- 1.6.4. Формы организации учебного процесса.
- 1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
- 1.7. Особенности слухо-речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
- 1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
- 1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
- 1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
- 1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
- 1.8. Воспитание детей с нарушениями слуха
- 1.8.1. Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.2. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.3. Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
- 1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
- 1.8.5. Воспитание детей с нарушением слуха в семье.
- 1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
- 1.9. Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
- 1.9.1. Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих.
- 1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
- 1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.
- 1.10. Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
- 1.10.1. Сурдотехнические средства.
- 1.10.2. Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
- 1.10.3. Кохлеарная имплантация.
- Рау ф. Ф. Глухота и ее влияние на судьбу устной речи12
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка13
- Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14
- Анкета-вопросник для родителей
- Критерии необходимости комплексного обследования слуха у ребенка раннего возраста
- Урок дактильной речи (подготовительный класс)15
- Урок устной речи (подготовительный класс)
- Урок предметно-практического обучения (2 класс)
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Составление заявки.
- IV. Подготовка инструментов и материалов.
- V. Итог урока.
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка16
- Русский дактильный алфавит