logo
Лекции Основы сурдопедагогики

1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.

Охарактеризуем основные особенности учебного процесса специальной (коррекционной) школы II вида.

1. Структура школы II вида определилась исходя из принципа дифференцированного подхода к процессу обучения, в основу которого положены показатели нарушения слуха и особенности речевого развития и познавательной деятельности. В школе имеется 2 отделения: 1 отделение – для детей с относительно развитой речью, в которой можно отметить лишь некоторые недостатки: неправильность произношения, отклонения в грамматическом оформлении; 2 отделение – для детей с глубоко неразвитой речью, с искаженным произношением, ограниченным запасом слов, неправильным оформлением связных высказываний.

2. Школа для слабослышащих и позднооглохших детей обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечающем норматив­ным требованиям государственного образовательного стан­дарта. Современное содержание образования отражено в струк­туре учебных планов, в которых 1-е и 2-е отделения имеют по два варианта.

В 1-м отделении вариант I включает: 1-4 классы (I ступень), 5-10 классы (II ступень), 11-12 классы (III ступень). Вариант II также имеет три ступени: 1-5 классы (I ступень), б—10 классы (II ступень), 11-12 классы (III ступень). Учащиеся 1-го отделения получают полное среднее об­разование и сдают экзамены на аттестат зрелости.

Во 2-м отделении варианты учебных планов имеют следую­щую структуру: вариант I подготовительный класс (I ступень), 1-4 классы (II ступень), 5-10 классы (III ступень), 11-12 классы (IV ступень). Вариант II – подготовительный класс (I ступень), 1-6 классы (II ступень), 7-12 классы (III ступень). Этот вариант может быть рекомендован для обучения сла­бослышащих детей с задержкой психического развития (ЗПР). Вспомогательные классы для слабослышащих детей с ин­теллектуальной недостаточностью организуются без ориен­тации на цензовый уровень образования. Во 2-м отделении учащиеся получают общее среднее об­разование и свидетельство об образовании.

Наличие вариантов учебных планов и программ по каждому отделению, отличающихся не толь­ко разным соотношением продолжительности обучения, но и разными уровнями общеобразовательной подготовки, по­зволяет сделать выбор, соот­ветствующий индивидуальным возможностям учащихся.

3. Базисные учебные планы начальной ступени обучения в обоих отделениях содержат такие общеобразовательные области: «Язык», «Обществознание», «Математика», «Естествознание», «Искусст­во», «Физкультура», «Технология». Наряду с образовательными областями в программу включен коррекционный блок учебных предметов, содержащий индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения, музыкально-ритмические занятия. В подготовитель­ном классе 2-го отделения введено предметно-практическое об­учение.

4. Наибольшим своеобразием в учебном плане школы слабослышаших отличается учебный предмет «Родной язык»: его изучение обеспечивает в первую очередь речевую подготовку (овладение языком как средством общения), восполнение пробе­лов в представлениях, знаниях об окружающей действительности, умственное и сенсорное развитие учащихся. По мере создания не­обходимой базы в виде формирования практических речевых на­выков, овладения минимумом языкового материала в данный раз­дел включается изучение языка как предмета. При этом в про­грамме школы для слабослышащих предусмотрен такой же объ­ем знаний и навыков по языку, как и в программе для массовой школы, а времени на его изучение отводится значительно больше. С этим пред­метом связаны и такие, как «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», на которые также выделяется значительное количество часов.

5. В учебном плане школы слабослышащих увеличено (по сравнению с учебным планом массовой школы) время для изуче­ния и других предметов: математики, ознакомления с окружаю­щим миром, естествознания, истории и т. д., что в первую очередь связано с необходимостью преодоления трудностей речевого ха­рактера, а также с решением коррекционных задач (формирование всех видов познавательной деятельности, особенно абстрактного, словесно-понятийного мышления, преодоление по­следствий дефекта слуха и речевого недоразвития).

6. Учебные програм­мы отличает коррекционная направленность обучения и максимальный учет особенностей слабослышащих детей. В связи с этим наряду с еди­ным содержанием обучения в них включены требования, касаю­щиеся развития слухового восприятия, словесной речи, практи­ческих речевых навыков и познавательной деятельности школь­ников. Программы начальной ступени образования ориентированы на задачи пропедевтического характера, решение которых способствует развитию детей и под­готавливает их к сознательному овладению системой школьных знаний и навыков.

7. На II и III ступенях обучение ведется по программам массовой общеобразовательной школы с возможностью внесения измене­ний в их содержание с учетом коррекционной направленности всего педагогического процесса, при сохранении последователь­ности подачи учебного материала и логики содержательной струк­туры соответствующих образовательных дисциплин.

8. Для I ступени 2-го отделения школ II вида создаются специальные учебники – буквари, учебники русского языка, включающие разделы «Развитие речи», «Практи­ческая грамматика», а также книги для чтения и для обучения произношению.

9. Весь учебный процесс в школах II вида рассчитан на полисен­сорный характер восприятия учебного материала. Специальное об­учение слабослышащих учащихся строится на слухозрительной ос­нове, что предполагает внимание со стороны сурдопедагога к кон­тролю за пониманием воспринятого, к коррекции и уточнению звукослоговой структуры слов. В учебном процессе устная, письменная и дактильная формы речи сочетаются и взаимодополняют друг друга.

10. В обучении слабослышащих школьников используются формы орга­низации учебной работы, аналогичные тем, которые использу­ются в школах общего назначения, – урок, экскурсия, занятия в учебных мастерских, факультативы, домашняя учебная работа, дополнительные занятия, различные формы внеклассной работы (предметные кружки, занятия по бытовому труду, внеклассному чтению, конкурсы и др.). В практике обучения детей с частичным нарушением слуха применяются и специальные коррекционные формы организации учебного процесса: музы­кально-ритмические занятия, фронтальные занятия в слуховом кабинете, индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, дополнитель­ные коррекционные занятия.

Контролирующие вопросы и задания

  1. Каковы особенности построения учебного плана школ глухих?

  2. Назовите принципы и особенности построения учебных программ школ глухих.

  3. Каким требованиям должны отвечать учебники для школ глухих?

  4. Раскройте содержание понятий «методы обучения», «приемы обучения». Охарактеризуйте общепедагогические методы. Приведите примеры реализации этих методов в процессе обучения детей с нарушениями слуха.

  5. Раскройте содержание понятия «формы организации обучения». Перечислите общепедагогические формы организации обучения.

  6. Назовите организационные формы учебного процесса в школах глухих. Какие специфические формы организации обучения применяются в школах глухих? Каковы роль и место данных организационных форм в коррекционно-педагогическом процессе?

  7. Охарактеризуйте особенности коррекционных уроков и занятий в школах глухих.

  8. Обоснуйте необходимость дифференцированного обучения глухих и слабослышащих детей.

  9. Как вы понимаете высказывание Р. М. Боскис: «Слабослышащий ребенок, способный овладеть с помощью слуха хотя бы самым ограниченным и искаженным запасом слов, идет в речевом развитии принципиально иным, по сравнению с ранооглохшим ребенком, путем»? Раскройте особенности развития слабослышащих детей.

  10. Какова специфика процесса обучения слабослышащих детей?

  11. Дайте характеристику учебных планов школ слабослышащих. Каковы отличия учебных планов для I и II отделения школ слабослышащих?

Список литературы

  1. Зыкова, Т. С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 176 с.

  2. Методика преподавания русского языка в школе глухих: учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. М. Быковой. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 400 с.

  3. Речицкая, Е. Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов. – Л. : ЛВЦ ВОГ, 1990. – 135 с.

  4. Специальная педагогика: учебное пособие в 3-х томах / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3 : Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

  5. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 307-552.

  6. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд.центр «Академия», 2005. – С. 365-438.

  7. Яхнина, Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. З. Яхнина; под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.