1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
Проблемой интегрированного обучения детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста занимались И. М. Гилевич, Л. И. Тигранова, Э. И. Леонгард, Э. В. Миронова, Н. Д. Шматко и др.
Э. В. Миронова и Н. Д. Шматко (1995)3 рассматривают несколько моделей интегрированного обучения (на примере ДОУ комбинированного вида):
Временная интеграция предполагает участие детей с нарушениями слуха вместе со слышащими в прогулках, праздниках, некоторых занятиях. Особое значение при такой форме интеграции должно придаваться подготовительной работе, которую проводят педагоги как специальной группы, так и массовой. Она заключается в подготовке к встрече детей двух групп и связана с изготовлением игр, дидактических пособии. Неслышащие и слышащие дети участвуют в общих занятиях по интересной для них тематике, в инсценировании сказок, спектаклях кукольного театра.
Частичная, или фрагментарная, интеграция ориентирована на пребывание ребенка со сниженным слухом в первой половине дня в специальной группе, где проводятся фронтальные и индивидуальные занятия, а во второй половине дня в группе слышащих детей. При такой форме интеграции желательно наличие в обычной группе не более двух детей со сниженным слухом. Сурдопедагог специальной группы проводит работу с воспитателями обычной группы, выявляет трудности ребенка с нарушенным слухом, дает рекомендации воспитателям, в процессе занятий отрабатывает сложный для ребенка речевой материал.
Комбинированная форма интеграции рекомендуется для детей с хорошим уровнем речевого развития: владеющих фразовой речью, понимающих обращенную речь. При этой форме интеграции ребенок в течение всего дня посещает группу слышащих детей, сурдопедагог проводит с ним индивидуальные занятия по развитию речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносительных навыков.
Полная интеграция предполагает постоянное пребывание ребенка в массовом детском саду (школе), где к нему предъявляются общие требования, без скидок па его плохой слух. В настоящее время это наиболее распространенная форма интеграции, особенно в тех регионах, где нет специальных дошкольных учреждений. С глухими и слабослышащими детьми, интегрированными с нормально слышащими детьми, как правило, занимаются родители дома, а контроль за их развитием осуществляют сурдопедагоги сурдологических кабинетов и центров. Без систематической помощи родителей дети, даже имеющие небольшое снижение слуха, могут испытывать трудности в массовом детском саду, отставать от сверстников в речевом и познавательном развитии.
Условия, необходимые для полноценного воспитания ребенка с нарушенным слухом в массовом детском саду или школе:
1. Интегрированное обучение в дошкольном учреждении может быть рекомендовано глухим и слабослышащим детям с высоким уровнем общего и речевого развития.
2. Готовность массового дошкольного учреждения к работе с ребенком, имеющим нарушения слуха:
психологическая готовность педагогов к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание плохослышащего ребенка в ДОУ или школе полезным и интересным для него);
работа со слышащими детьми группы и их родителями;
создание условий для ребенка со сниженным слухом;
обеспечение активного участия плохослышащего ребенка во всех видах деятельности и общении с детьми;
работа с родителями ребенка, имеющего нарушения слуха.
3. Интеграция ребенка со сниженным слухом в массовое дошкольное учреждение невозможна без активного участия родителей.
4. В организации интегрированного обучения дошкольником с нарушениями слуха велика роль сурдопедагогов.
1.3.5. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом.
В настоящее время существуют следующие модели профессионального образования лиц с нарушенным слухом:
Интегрированная форма обучения – 1-3 студента с нарушенным слухом вливаются в общий поток.
Смешанная форма обучения – студенты обучаются как в общем потоке, так и в отдельной группе.
Специальные учебные заведения для лиц с нарушенным слухом.
Дистанционное обучение.
Начальное и среднее профессиональное образование. После окончания специальных школ лица с дефектами слуха может получить профессиональную подготовку в профессионально-технических училищах (ПТУ), техникумах, коллеждах. В некоторых ПТУ массового типа открываются специальные группы подготовки молодежи с дефектами слуха по различным специальностям: слесари-инструментальщики, слесари-механосборщики, токари-универсалы, полиграфисты, радиомонтажники и др. В ПТУ принимаются глухие и слабослышащие в возрасте 15-20 лет, имеющие образование в объеме VIII-XII классов специальной школы. Также возможно обучение глухих и слабослышащих с общим потоком. В большинстве техникумов при обучении лиц с недостатками слуха в специальных группах время прохождения учебной программы увеличивается на 6-8 месяцев. При этом учебный план и содержание обучения соответствуют тем, по которым занимаются слышащие. Учебный материал неслышащие студенты воспринимают с помощью сурдопереводчиков, использующих жестовую, дактильную, письменную и устную формы речи.
Высшее образование глухих и слабослышащих. Лица с дефектами слуха имеет право поступления в высшие учебные заведения, как и все граждане РФ, получившие полное среднее образование. Глухие и слабослышащие имеют возможность выбирать различные профессии, кроме тех, где для выполнения служебных обязанностей требуется слуховой контроль. В вузах комплектуются специальные группы неслышащих студентов или организуются совместные со слышащими занятия в общей группе. Наибольшее распространение получила организация отдельных групп студентов с дефектами слуха. В такой специальной группе имеется переводчик, который помогает глухим и слабослышащим студентам воспринимать учебную информацию, передавая ее с помощью жестовой, дактильной, письменной форм речи и устного (беззвучного) проговаривания. В вузах сроки обучения специальных групп не изменяются. Лица с дефектами слуха обучаются в МВТУ им. Н. Э. Баумана, в котором на правах факультета существует Центр для инвалидов по слуху; специальности «Машиностроительные технологии» и «Информатика и системы управления». В МПГУ с 1991 года проводится ежегодный набор отдельной группы (16-18 человек); специальность – сурдопедагогика. Кроме того совместное обучение лиц с нарушенным слухом и зрячеслышащих предлагают и другие вузы: Российская академия предпринимательства (курсы брокеров), Владимирский ГТУ (программисты), РГПУ им. А. И. Герцена (факультет коррекционной педагогики), Институт физической культуры им. Лесгафта (г. Санкт-Петербург), Университет технологии и дизайна (г. Санкт-Петербург).
Специальное профессиональное обучение. В РФ имеется специализированное учебное заведение для лиц с недостатками слуха – Ленинградский восстановительный центр (ЛВЦ) Всероссийского общества глухих. В политехникуме ЛВЦ глухие и слабослышащие обучаются по следующим специальностям: художник-оформитель широкого профиля, бухгалтер, работник системы социального обеспечения, культурно-просветительный работник. Лица с нарушениями слуха могут обучаться в Московском государственном специализированном институте искусств (живопись, актерское мастерство и др.), а также в Институте социальной реабилитации (г. Новосибирск) (специальности: операторов ЭВМ, делопроизводитель, портной, вышивальщица, художник-оформитель (начальное профессиональное обучение), среднее профессиональное образование – специальности «ДПИ и народные промыслы», «Моделирование и конструирование одежды» и др., высшее – «Информатика и вычислительная техника», «Социальная работа»).
Профессиональное обучение лиц с дефектами слуха проводится также в учебно-производственных предприятиях (УПП) Общества глухих, куда принимаются глухие и слабослышащие в возрасте 16-25 лет с образованием VIII-XII классов специальной школы. В УПП осуществляется групповое и индивидуальное обучение глухих и слабослышащих по следующим специальностям: металлообработка, деревообработка, швейное дело, радиомонтажное дело и др. Обучение в УПП бесплатное, все учащиеся находятся на полном обеспечении Общества глухих, получают стипендию.
- 1.1. Сурдопедагогика как наука
- 1.1.1. Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики.
- 1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
- 1.1.3. Связь сурдопедагогики с другими науками.
- 1.1.4. История становления и развития зарубежной сурдопедагогики.
- 1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.
- 1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
- 1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха
- 1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха.
- 1.2.3. Основные методы исследования слуховой функции.
- 1.2.4. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- 1.3. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
- 1.3.7. Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
- 1.4. Основы организации коррекционно-образовательного процесса в системе образования детей с нарушенным слухом
- 1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
- 1.4.2. Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
- 1.4.3. Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- 1.6. Особенности процесса обучения в школах для детей с нарушением слуха
- 1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
- 1.6.2. Содержание образования в школе глухих.
- 1.6.3. Методы обучения глухих школьников.
- 1.6.4. Формы организации учебного процесса.
- 1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
- 1.7. Особенности слухо-речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
- 1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
- 1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
- 1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
- 1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
- 1.8. Воспитание детей с нарушениями слуха
- 1.8.1. Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.2. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.3. Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
- 1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
- 1.8.5. Воспитание детей с нарушением слуха в семье.
- 1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
- 1.9. Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
- 1.9.1. Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих.
- 1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
- 1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.
- 1.10. Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
- 1.10.1. Сурдотехнические средства.
- 1.10.2. Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
- 1.10.3. Кохлеарная имплантация.
- Рау ф. Ф. Глухота и ее влияние на судьбу устной речи12
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка13
- Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14
- Анкета-вопросник для родителей
- Критерии необходимости комплексного обследования слуха у ребенка раннего возраста
- Урок дактильной речи (подготовительный класс)15
- Урок устной речи (подготовительный класс)
- Урок предметно-практического обучения (2 класс)
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Составление заявки.
- IV. Подготовка инструментов и материалов.
- V. Итог урока.
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка16
- Русский дактильный алфавит