1.10.3. Кохлеарная имплантация.
Кохлеарная имплантация (КИ) – это метод радикального восстановления слуха на основе определенного вида хирургического вмешательства. Операция состоит во введении и вживлении электродных систем (кохлеарных имплантов) во внутреннее ухо слухового анализатора человека. При этом слуховые ощущения достигаются непосредственной электрической стимуляцией чувствительных волокон слухового нерва. В улитку внутреннего уха имплантируют кохлеарные электроды – проводники специальной формы, которые непосредственно контактируют с биологической системой органа слуха и осуществляют ее электрическую связь с кохлеарным протезом.
Современными моделями кохлеарных имплантов пользуются около 70 тыс. пациентов. В России операции проводят с 1991 г. После операции с пациентами проводятся специальные занятия. Особенности организации коррекционно-педагогической и реабилитационно-восстановительной помощи различным группам имплантированных пациентов подробно раскрыты в исследованиях И. В. Королевой, О. С. Жуковой, О. В. Зонтовой и других ученых. Всех пациентов с КИ делят на две группы: постлингвальные, потерявшие слух после овладения речью, имеющие речевой опыт и, возможно, даже сохранившие речь, и долингвальные, потерявшие слух до овладения речью.
Основной целью слухоречевой работы с долингвальными пациентами является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Такая работа проводится поэтапно и включает обнаружение наличия (отсутствия) акустических сигналов и различий между ними (одинаковые – разные); выделение голоса человека из других бытовых сигналов; опознавание бытовых сигналов; определение разных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.); различение и опознавание отдельных звуков речи, интонации, ритма и других фонемных признаков (назализованность, твердость – мягкость, место артикуляции и др.); узнавание изолированных слов, предложений; понимание слитной речи; понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех. Пациенты с постлингвальной глухотой, даже несмотря на то, что сначала воспринимаемые ими звуковые сигналы и речь передаются имплантом с искажениями, быстро приспосабливаются к их пониманию. Оказываемая им помощь направлена на восстановление речевого слуха – адаптацию к слухоречевой среде, дифференциацию речевых единиц, узнавание их в разнообразных контекстах. Отдельные этапы слуховой тренировки в работе с ними могут быть очень кратковременными, поскольку активное развитие слухового опыта происходит естественным образом вне занятий.
Контролирующие вопросы и задания
Перечислите основные сурдотехнические средства коллективного и индивидуального пользования, применяемые в учебном процессе и быту лицами с нарушенным слухом.
Что такое кохлеарная имплантация и каковы возможности использования кохлеарных имплантантов?
Охарактеризуйте современные компьютерные технологии, применяемые в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушенным слухом.
Список литературы
Дайхес, Н. А. Понятия и термины аудиологии и сурдологии: справочник / Н. А. Дайхес и др. – М. : Медицина, 2004. – 104 с.
Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб. : КАРО, 2005. – С. 174-181.
Руленкова, Л. И. Аудиология и слухопротезирование : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. высш. педагог. учеб. заведений / Л. И. Руленкова, О. И. Смирнова. – М. : Изд.центр «Академия», 2003. – 208 с.
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 655 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.1. Сурдопедагогика как наука
- 1.1.1. Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики.
- 1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
- 1.1.3. Связь сурдопедагогики с другими науками.
- 1.1.4. История становления и развития зарубежной сурдопедагогики.
- 1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.
- 1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
- 1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха
- 1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха.
- 1.2.3. Основные методы исследования слуховой функции.
- 1.2.4. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- 1.3. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
- 1.3.7. Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
- 1.4. Основы организации коррекционно-образовательного процесса в системе образования детей с нарушенным слухом
- 1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
- 1.4.2. Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
- 1.4.3. Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- 1.6. Особенности процесса обучения в школах для детей с нарушением слуха
- 1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
- 1.6.2. Содержание образования в школе глухих.
- 1.6.3. Методы обучения глухих школьников.
- 1.6.4. Формы организации учебного процесса.
- 1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
- 1.7. Особенности слухо-речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
- 1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
- 1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
- 1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
- 1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
- 1.8. Воспитание детей с нарушениями слуха
- 1.8.1. Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.2. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.3. Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
- 1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
- 1.8.5. Воспитание детей с нарушением слуха в семье.
- 1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
- 1.9. Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
- 1.9.1. Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих.
- 1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
- 1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.
- 1.10. Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
- 1.10.1. Сурдотехнические средства.
- 1.10.2. Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
- 1.10.3. Кохлеарная имплантация.
- Рау ф. Ф. Глухота и ее влияние на судьбу устной речи12
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка13
- Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14
- Анкета-вопросник для родителей
- Критерии необходимости комплексного обследования слуха у ребенка раннего возраста
- Урок дактильной речи (подготовительный класс)15
- Урок устной речи (подготовительный класс)
- Урок предметно-практического обучения (2 класс)
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Составление заявки.
- IV. Подготовка инструментов и материалов.
- V. Итог урока.
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка16
- Русский дактильный алфавит