logo
Лекции Основы сурдопедагогики

1.10.3. Кохлеарная имплантация.

Кохлеарная имплантация (КИ) это метод радикального вос­становления слуха на основе определенного вида хирургического вмешательства. Операция состоит во введении и вживлении элект­родных систем (кохлеарных имплантов) во внутреннее ухо слухового анализатора человека. При этом слуховые ощущения достигаются непосредственной элек­трической стимуляцией чувствительных волокон слухового нерва. В улитку внутреннего уха имплантируют кохлеарные электроды проводники специальной формы, которые непосредственно кон­тактируют с биологической системой органа слуха и осуществля­ют ее электрическую связь с кохлеарным протезом.

Современными мо­делями кохлеарных имплантов пользуются около 70 тыс. пациен­тов. В России операции проводят с 1991 г. После операции с пациентами проводятся специальные заня­тия. Особенности организации коррекционно-педагогической и реабилитационно-восстановительной помощи различным группам имплантированных пациентов подробно раскрыты в исследова­ниях И. В. Королевой, О. С. Жуковой, О. В. Зонтовой и дру­гих ученых. Всех пациен­тов с КИ делят на две группы: постлингвальные, потеряв­шие слух после овладения речью, имеющие речевой опыт и, возможно, даже сохранившие речь, и долингвальные, потерявшие слух до овладения речью.

Основной целью слухоречевой работы с долингвальными пациентами является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью имп­ланта. Такая работа проводится поэтапно и включает обнаруже­ние наличия (отсутствия) акустических сигналов и различий между ними (одинаковые разные); выделение голоса человека из дру­гих бытовых сигналов; опознавание бытовых сигналов; определе­ние разных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.); различение и опознавание отдельных звуков речи, интонации, ритма и других фонемных признаков (назализованность, твердость мягкость, место артикуляции и др.); узнава­ние изолированных слов, предложений; понимание слитной речи; понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях по­мех. Пациенты с постлингвальной глухотой, даже несмотря на то, что сначала воспринимаемые ими звуковые сигналы и речь пере­даются имплантом с искажениями, быстро приспосабливаются к их пониманию. Оказываемая им помощь направлена на восста­новление речевого слуха адаптацию к слухоречевой среде, дифференциацию речевых единиц, узнавание их в разнообразных кон­текстах. Отдельные этапы слуховой тренировки в работе с ними могут быть очень кратковременными, поскольку активное разви­тие слухового опыта происходит естественным образом вне заня­тий.

Контролирующие вопросы и задания

  1. Перечислите основные сурдотехнические средства коллективного и индивидуального пользования, применяемые в учебном процессе и быту лицами с нарушенным слухом.

  2. Что такое кохлеарная имплантация и каковы возможности использования кохлеарных имплантантов?

  3. Охарактеризуйте современные компьютерные технологии, применяемые в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушенным слухом.

Список литературы

  1. Дайхес, Н. А. Понятия и термины аудиологии и сурдологии: справочник / Н. А. Дайхес и др. – М. : Медицина, 2004. – 104 с.

  2. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб. : КАРО, 2005. – С. 174-181.

  3. Руленкова, Л. И. Аудиология и слухопротезирование : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. высш. педагог. учеб. заведений / Л. И. Руленкова, О. И. Смирнова. – М. : Изд.центр «Академия», 2003. – 208 с.

  4. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.

  5. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 655 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4