logo
Лекции Основы сурдопедагогики

1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.

Овладение глухими детьми устной речью является важнейшей задачей специальной школы. Это объясняется важной ролью устной речи как наиболее употребительного средства общения, как основы владения словесным языком, как инструмента мышления. Проблема формирования устной речи у глухих детей рассматривалась такими учеными, как Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина, В. И. Бельтюков, Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева, Л. П. Назарова, Т. В. Пелымская и многих других сурдопедагогов. Ученые, начиная с Л.С. Выготского, рассматривают овладение глухим устной речью как основной путь компенсации нарушений слуха, как необходимое условие развитие личности глухого, его успешной социальной адаптации.

Речевое развитие детей с нарушенным слухом обладает целым рядом особенностей. Рассмотрим их.

Речевое развитие глухих детей своеобразно по сравнению с нормально слышащими детьми:

Слабослышащие дети обладают лучшими возможностями для речевого развития; они способны сами, без обучения, овладеть определенным запасом слов. Однако даже в этом случае их речевое развитие очень своеобразно. Рассмотрим его особенности.

Для произносительной стороны речи слабослышащих характерно:

Даже у тех школьников, которые владеют развернутой речью, обнаруживаются искажения от­дельных звуков при сохранной структуре слова. Ошибки произно­шения: смешение звуков (сходных по способу образования («папушка» – бабушка, «клюц» – ключ), по месту образования («твечка» – свечка), мягких и твер­дых звуков («люна» – луна, «кручок» – крючок)); искажения, нарушающие структуру слова: выпадение и включе­ние слогов и звуков («мета» – метла, «кручка» – руч­ка), пропуск начала слова («рибишо» - гребешок) или его конеч­ной части («конве» – конверт), перестановка звуков и слогов при правильном общем контуре слова («каторная» – картонная, «наушинки» – наушники)); неправильное ударение («рука», «весло» и др.). В произношении слабослышащих детей обычно сохраняются наи­более доступные для их слухового восприятия ударные звуки и слоговые сочетания, их содержащие.

Лексическая сторона речи характеризуется:

Слабослышащие дети сначала овладева­ют наиболее актуальными для них, нужными в обиходе и, глав­ное, доступными по значению словами. Ошибки употребления слов обусловлены огра­ниченностью понимания их значений. Характерны замены: общее понятие заменяется частным (книга «букварь»), частное – общим (кастрюля – «пасюда», рубит – «работает»), название целого – названием части (умы­вальник – «кран»), отмечаются ситуационные замены (кран – «водопровод», умывальник – «мыло», пижама – «спальня»), вза­имозамены названий предмета и действия (вода «умывается», копает «лопата»), предмета и признака (деревянный «парта», мел «бела»), подмены названия предмета названием содержи­мого (чайник – «чай»), замены по внешнему сходству (кисточка – «метла»).

Для грамматического строя речи характерны: