1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
Ребенок с нарушенным слухом – это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения. Это обучение должно быть специально организовано, особым образом построено; оно должно предусматривать «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами (впервые понятие «особые образовательные потребности» было рассмотрено в контексте культурно-исторической теории Л. С. Выготского в работе Е. Л. Гончаровой, О. И. Кукушкиной в 1996 г.)4. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом обусловлены:
трудностями понимания обращенной речи,
характером межличностной коммуникации,
ограничением объема вербальной информации.
Ведущую роль в преодолении последствий первичного дефекта и обеспечении успешности образования лиц с нарушениями слуха играет формирование средств речевого общения и познания окружающего мира. В связи с этим к специальным для них образовательным потребностям относятся:
слухозрительное (чтение с губ) восприятие обращенной речи говорящего человека;
мотивированное употребление единиц языка;
членораздельное, внятное произношение;
для оглохшего – педагогическая помощь по предотвращению распада сформированной речи;
развитие слухового восприятия и его использование в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях;
обучение ориентировке в пространстве при отсутствии возможности свободно воспринимать речевые и неречевые звучания;
обогащение жизненного опыта и формирование житейских понятий как основы овладения знаниями, умениями и навыками и др.
Реализация образовательных потребностей детей со слуховой недостаточностью предполагает создание для этого специальных условий, обеспечивающих им равные возможности в получении образования. К таким условиям относятся:
создание современных специальных образовательных программ, соответствующих требованиям Государственного стандарта;
разработка технологий учебной деятельности с использованием специальных методов, приемов, способствующих усвоению знаний, умений и навыков, ориентированных на включение всех сохранных анализаторов;
дифференцированный подход, реализуемый при комплектовании групп учащихся с учетом состояния слуха, речи, познавательных способностей;
индивидуальный подход к каждому обучаемому, включающий конкретную дозированную педагогическую помощь, специальные методы и средства (в том числе и сурдотехнику) обучения, компенсации и коррекции дефекта;
целенаправленные формы обучения и воспитания, предусматривающие коррекционные занятия, увеличение объема работ индивидуального и группового характера, используемых для активизации речевого сотрудничества;
создание адекватной среды жизнедеятельности, соответствующей образовательным потребностям людей данной категории (опора на вариативные формы речи, остаточный слух и др.);
ведение образовательного процесса сурдопедагогами и его сопровождение специальными психологами;
предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.
Наряду с этими существуют и определенные особенности образовательной среды, организуемой для людей, имеющих нарушения слуха, в рамках системы различных учреждений:
использование разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной), благодаря чему обеспечиваются полнота и точность восприятия учебной информации и организация речевого взаимодействия между субъектами учебной деятельности;
существование и взаимодействие двух языков и двух систем общения – языка жестов и языка слов – наиболее ярко проявляются при обучении глухих. Мотивы такого речевого взаимодействия весьма различны: жизненная потребность в общении, отсутствие в речевом опыте аналогов для выражения мысли, желание быть понятым сверстниками и другими глухими людьми и т. д.;
сенсорные способы восприятия информации: бисенсорное (слухозрительное) восприятие и моносенсорное (слуховое) восприятие;
неразрывное единство процессов овладения системой знаний, умений и навыков, формирование и развитие словесной речи как средства общения, познания. При затруднениях в понимании глухими учащимися средних и старших классов смысла информации, передаваемой с помощью словесной речи, допустимо обращение к соответствующим аналогам разговорной жестовой речи, что позволяет уточнить суть информации и уяснить сложный для понимания раздел обучения. При этом учитывается, что для глухих словесная речь является средством обучения, а жестовая – средством общения.
- 1.1. Сурдопедагогика как наука
- 1.1.1. Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики.
- 1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
- 1.1.3. Связь сурдопедагогики с другими науками.
- 1.1.4. История становления и развития зарубежной сурдопедагогики.
- 1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.
- 1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
- 1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха
- 1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха.
- 1.2.3. Основные методы исследования слуховой функции.
- 1.2.4. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- 1.3. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
- 1.3.7. Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
- 1.4. Основы организации коррекционно-образовательного процесса в системе образования детей с нарушенным слухом
- 1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
- 1.4.2. Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
- 1.4.3. Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- 1.6. Особенности процесса обучения в школах для детей с нарушением слуха
- 1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
- 1.6.2. Содержание образования в школе глухих.
- 1.6.3. Методы обучения глухих школьников.
- 1.6.4. Формы организации учебного процесса.
- 1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
- 1.7. Особенности слухо-речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
- 1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
- 1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
- 1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
- 1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
- 1.8. Воспитание детей с нарушениями слуха
- 1.8.1. Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.2. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.3. Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
- 1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
- 1.8.5. Воспитание детей с нарушением слуха в семье.
- 1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
- 1.9. Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
- 1.9.1. Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих.
- 1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
- 1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.
- 1.10. Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
- 1.10.1. Сурдотехнические средства.
- 1.10.2. Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
- 1.10.3. Кохлеарная имплантация.
- Рау ф. Ф. Глухота и ее влияние на судьбу устной речи12
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка13
- Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14
- Анкета-вопросник для родителей
- Критерии необходимости комплексного обследования слуха у ребенка раннего возраста
- Урок дактильной речи (подготовительный класс)15
- Урок устной речи (подготовительный класс)
- Урок предметно-практического обучения (2 класс)
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Составление заявки.
- IV. Подготовка инструментов и материалов.
- V. Итог урока.
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка16
- Русский дактильный алфавит