logo
Лекции Основы сурдопедагогики

1.6.3. Методы обучения глухих школьников.

Методы, используемые в процессе обучения глухих детей, уc­ловно можно разделить на три группы: общедидактические, специальные и специфические.

К общедидактическим относятся методы, используемые в учебном процессе во всех типах учебных заведений, в том числе и в массовой школе, при изучении всех предметов, при обучении любой категории уча­щихся. Специальную группу представляют методы, применяе­мые при изучении того или иного учебного предмета, предусмот­ренного учебным планом школы для глухих детей. Характерные особенности содержания учебного материала и особенности усвое­ния его глухими школьниками обусловливают необходимость ис­пользования особых методов, методических приемов и организа­ционных форм обучения. К специфическим следует отнести те методы, которые используются сурдопедагогами в процессе проведения специфичес­ких разделов работы (формирование словесной речи глухих учащихся как средства общения, развитие и использование слухового восприятия, обучение чтению с губ и произношению).

В отборе, сочетании и примене­нии методов обучения имеются особенности:

Например, словесные методы (рассказ, объяснение, беседа) в обучении глухих детей ориентированы на учет их возможностей восприятия словесной информации и особенностей речевого развития. При этом особое значение придается уточнению требований к речи учителя, формам и условиям ее предъявления:

Метод рассказа по учебному материалу предполагает до­ступность его содержания с точки зрения понимания детьми зна­чения употребляемых единиц языка и форм речи. Педагогу необ­ходимо внимательно продумать все содержание, оценить речевой материал с позиций возможности его слухозрительного восприя­тия учащимися. В случае возникновения трудностей допустимы устно-дактильное проговаривание отдельных единиц речи, запись на доске. При этом учитывается подготовленность к восприятию тек­ста различных групп учащихся: их интеллектуальное своеобразие, особенности речевого развития, сформированность навыков зри­тельного и слухового восприятия речи. Пониманию содержания рассказа помогают использование ил­люстративного материала, привлечение ярких и интересных при­меров, собственных наблюдений учеников и др. В обучении глу­хих детей, особенно на начальной ступени, рассказы должны быть краткими и непродолжительными по времени их предъяв­ления.