logo
Лекции Основы сурдопедагогики

1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.

История вопроса: Хотя дактильная и жестовая речь применяется лицами с нарушением слуха, придумали этот способ общения не глухие. Принято считать, что дактильный алфавит был придуман в 17 в. сицилийскими монахами, которые приняли обет молчания (чтобы не нарушать обет, но иметь при этом возможность для совместных согласованных действий). В первый период развития сурдопедагогики (5 в. – 1-я половина 18 в.) обучение детей с нарушением слуха было под запретом, который удавалось обходить лишь богатым родителям; первыми учителями глухих были монахи и врачи. Впервые дактильную азбуку для обучения глухих стал применять именно монах, испанец Педро Понсе (1508-1584). Известен опыт обучения глухих и другим испанцем – Хуаном Пабло Бонетом. В 1620 г. в Мадриде выходит в свет его книга: «О природе звуков и искусстве научить глухого говорить», в которой он обобщает свой опыт обучения и публикует собственный дактильный алфавит. Дактильная речь в его методике является исходной формой речи наравне с письменной: сначала дети знакомятся с буквами и соответствующими дактильными знаками, затем переходят к произношению звуков. Вся работа строится вначале на материале слогов, и только затем переходят к словам и словосочетаниям, значения которых он рекомендовал объяснять с помощью жестов. Таким образом, в системе Бонета применяется устная, письменная, дактильная, жестовая речь.

В XV–XVIII вв. выделились два направления в индивидуаль­ном обучении глухих: в практике одного направления – X. П. Бонет (Испания), Д. Бульвер, Д. Валлис (Англия) и др. – используются различные виды речи: устная, письменная, дактильная, жестовая. В практике другого направления - Ф. М. Ван Гельмонт, И. К. Амман (Голландия), Ф. Л. Терций (Италия), В. Кергер, Г. Рафель (Германия) и др. – в качестве средства общения и обучения применяется только устная речь. Т.о. началось оформление 2 систем обучения глухих – «мимический метод» и «чистый устный метод».

Первая школа глухих была открыта в Париже в 1760 г., Шарлем Михелем Эппе (1712-1789). Чуть позже в 1778 г. в Германии институт для глухих в Лейп­циге открывается Самуилом Гейнике (1727-1790). В этих двух школах сложились 2 педагогические системы, «мимический метод» и «чистый устный метод», с противоположными точками зрения на роль жестовой и дактильной речи в обучении глухих. Эппе считал, что в обучении надо применять словесную (в основном письменную и дактильную) и жестовую речь, причем ведущую роль должна играть жестовая. Он был последователем Руссо, Дидро, и строил вою систему на принципе природосообразности, и считал, что естественным для глухих является жестовый язык. Он считал, что при помощи жестов глухие выражают мысли и чувства самым естественным образом. С. Гейнике, наоборот, видел главную задачу в обучении глухих произношению. В основе обучения лежали механические упражнения в технике произнесе­ния звуков, слогов, слов, фраз; весь первоначальный период отво­дился на обучение произношению. Жестовая речь, по мнению сурдопедагога, не способствовала развитию мышления детей, и она полностью исключалась не только из процесса обучения, но и преследовалась как средство общения.

Обоснование и разработка этих двух систем обучения глухих оп­ределили на многие годы практические подходы к обучению детей. При этом мимическая система применяется более широко, а устный метод распространен только в Германии. Но уже в 1880 г. на международном конгрессе по обучению глухих в Милане победил «чистый устный метод». Он широко распространился, и долгое время преобладал в сурдопедагогической практике в нашей стране.

Взгляды на роль и место дактильной и жестовой речи в современных подходах к обучению глухих в зарубежной сурдопедагогике.

Орализм – главная задача в обучении глухих – обучение их устной речи, что будет способствовать интеграции в общество слышащих. Способствуют этому современные достижения в области сурдотехники (более совершенные слуховые аппараты), медицины (ранняя диагностика, слухоулучшающие операции, кохлеарная имплантация). Сторонники подхода выступают за интегрированное обучение глухих.

Рочестерский метод – возник в США в конце 19 в. – устная речь учителя непременно сопровождается дактильной, т. е. они равноправны в учебном процессе. Жестовая – не применяется (этот метод применяется только в нескольких школах, не популярен).

Тотальная коммуникация – в 70-80 гг. 20 в. широко распространилась в Западной Европе и США – в обучении используются все речевые средства – устная речь (воспринимается зрительно и слухо-зрительно), письменная, дактильная, жестовая (все виды, разговорная, калькирующая). Используются специально разработанные жесты для обозначения артиклей, грамматических форм и отдельных морфем (приставок, суффиксов и т.п.) На жестовую речь у сторонников подхода две точки зрения: она способствует интеллектуальному развитию детей, но – препятствует формированию навыков произношения.

Билингвистический подход – сложился в начале 80-х гг. 20 в. (бай-бай-образование, бикультурно-билингвистическое образование). Характеризует педагогическую систе­му обучения глухих детей, признающую, что воспитание следует осуществлять внутри культуры и языка родного для них микросо­циума (жестового), и, однако, при этом исключающую изоляцию от нацио­нальной культуры и словесного языка страны проживания. Полиглоссия, в данном контексте – словесно-жестовое двуязычие, рассматривается как один из путей речевого развития. Сторонники подхода считают, что обстановка словесно-жестового двуязычия – наиболее благоприятная среда для социально-эмоционального развития глухого ребенка, получения им полноценного образования, возможность для реализации своих потребностей и способностей. Оба языка выступают в качестве полноправных средств в общении между глухими и слышащими учителями, учениками и родителями.

В России русские сурдопедагоги использовали западноевропейский опыт. В 1806 г. императрица Мария Федоровна распорядилась об открытии в Павловске училища для глухих, в 1810 училище перевели в Петербург. Руководил училищем ученик Сикара Жоффре. За годы работы в нем Жоффре училище расширялось, развивалось и стало одним из лучших в Европе. Обучение он вел на основе письменной речи, применяя систему мимического метода.

Большой вкад в развитие отечественной сурдопедагогики внес Виктор Иванович Флери (1800-1856). С 1837 г. руководил Петербургским училищем глухих. Написал в 1835 г. труд «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования самым свойственным их природе», в котором изложил свои взгляды на методы и средства обучения глухих, в том числе, на жестовую речь. Он предлагал использовать в обучении все возможные речевые средства – словесную – в устной, письменной, дактильной форме, и жестовую речь. Он выделил три разновидности жестовой речи: 1 – «естественная пантомима» - наиболее примитывные жесты глухих, «природная пантомима» - система жестов, сложившаяся в определенном сообществе глухих, «искусственная пантомима» - аналог КЖР. Естественная и искусственная пантомима должны применяться в начале обучения, а искусственная – не перспективна, может применяться только в работе с глухими, уже владеющими словесным языком.

Долгое время в России господствовал «чистый устный метод» (конец 19 – начало 20 вв.). В школах практически полностью отказались от жестовой и дактильной речи. С недооценкой их роли покончили только в середине 20 в. Большой вклад здесь внес Л. С. Выготский, он критиковал «чистый устный метод», считая, что ученик осваивает не язык, а артикуляцию. Он пришел к выводу, что жестовый язык – сложная и своеобразная лингвистическая система, а словесно-жестовое двуязычие глухих – объективно существующая реальность. По его мнению, надо было пересмотреть отношение к жестовой речи и предусмотреть возможности сотрудничества словесной и жестовой речи на разных этапах обучения. В 1938 г. состоялось Всероссийское совещание сурдопедагогов, которое положило конец господству «чистового устного метода», дактильная и жестовая речь стали рассматриваться как вспомогательные средства обучения.

В современной отечественной системе обучения глухих детей дактильная речь используется начиная с дошкольного возраста и служит вспомогательным средством при формировании словесной речи.

В системе Б. Д. Корсунской (1969) предусматривалось раннее использование дактильной речи: исходное средство формирования у дошкольников речи – письменная речь (готовые таблички с записанными словами); предъявляя карточки, сурдопедагог проговаривает слово устно, а также дактилирует слово. Дети учатся соотносить дактилемы с буквами на табличках, постепенно овладевая приемами дактилирования; затем педагог все чаще говорит устно-дактильно, дети воспринимают речевой материал с руки и с губ, учатся самостоятельно строить дактильные слова и фразы. Следующий этап – переход к преимущественному использованию устной речи.

В системе Л. П. Носковой (1982) дактильная речь привлекается только со второго года обучения дошкольников, а на первом применяется только устная речь (глобальное зрительное и слухо-зрительное восприятие) и письменная (как вспомогательное средство). Начиная со второго года обучения, дактильная речь становится вторым вспомогательным средством, обеспечивает точность передачи структуры слова.

В школе, преимущественно применяющей коммуникационную систему С. А. Зыкова (1977), дактильная речь является исходной в процессе обучения языку на начальном этапе обучения. Учитель обращается к детям устно-дактильно, используя в качестве вспомогательного средства таблички со словами. Дети воспринимают материал слухо-зрительно, их собственная речь на данном этапе – устно-дактильное проговаривание. Обучение устной и дактильной речи осуществляется параллельно. Постепенно дети учатся воспринимать устную речь без дактилирования. Дактильная речь становится вспомогательным средством, педагог использует ее, когда дети затрудняются в слухо-зрительном восприятии.

Жестовая речь. В настоящее время в большинстве школ нашей страны используется коммуникационная система. Она направлена на развитие словесной коммуникации. Задачей данной системы является обучение глухих детей словесному языку как средству общения. Создатель системы С. А. Зыков считал, что жестовый язык – основное средство коммуникации глухих, широко используется в общении школьников во внеклассное время. Но его структура примитивна, поэтому он не может служить основой для обучения языку слов. В интересах формирования словесной речи во всей специально организованной работе с глухими детьми жестовая речь, по мнению С. А. Зыкова, должна уступить место словесной. Т. о., жестовая речь широко используется в школах-интернатах как вспомогательное средство при проведении внеклассных мероприятий. Вместе с тем жизнь и педагогическая практика, отмечает Г. Л. Зайцева11, вносят свои коррективы: анкетирование педагогов сурдошкол показало, что жестовая речь используется во всех школах, обязательно во внеклассной работе, но также и как вспомогательное средство на уроках (при формировании новых понятий, объяснении значений новых слов). Билингвистическая система. В Москве в 1992 г. открылась первая билингвистическая гимна­зия для глухих детей. Диалог учителя и учащегося на уроке с использованием жестовой речи позволяет значительно увеличить объем учебной информации, расширить круг изучаемых дисциплин (в учебный план билинвистической гимназии введены английский язык, логика, этика, жестовый язык и история глухих и др.). Т. о., словесный и жестовый языки являются равноправными речевыми средствами в билингвистической системе.

Контролирующие вопросы и задания

  1. Раскройте понятие «альтернативные системы коммуникации».

  2. Что является смысловой единицей жестовой речи? Какова ее структура?

  3. Каково отличие калькирующей речи и разговорной жестовой речи?

  4. Охарактеризуйте развитие и функционирование жестовой речи в коммуникативной деятельности глухих.

  5. Раскройте особенности лексического строя, морфологии и синтаксиса русского жестового языка.

  6. Что представляет собой дактильная речь? Каковы ее функции?

  7. Раскройте понятия: «дактилология», «дактилема», «дактилировать».

  8. Какую роль дактильной и жестовой речи в обучении детей с недостатками слуха отводит зарубежная сурдопедагогика?

  9. Какое место отводится дактильной и жестовой речи в учебно-воспитательном процессе специальных детских садов и школ в отечественной сурдопедагогике?

Список литературы

  1. Димскис, Л. С. Изучаем жестовый язык: учебное пособие для сту­дентов дефектологических факультетов/ Л. С. Димскис. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 128 с.

  2. Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. Л. Зайцева. – М. : «Владос», 2004. – 192 с.

  3. Фрадкина, Р. М. Говорящие руки: темат. словарь жестового языка глухих / Р. М. Фрадкина. – М. : Сопричастность, 2001. – 254 с.

  4. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.

  5. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 655 с.