logo
Лекции Основы сурдопедагогики

1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.

Задачи школы глухих:

1. Осуществление общеобразовательной, трудовой подготовки как основы независимой жизни, самостоятельной деятельности в различных сферах социальной жизни и самореализации в социуме.

2. Оказание коррекционно-педагогической помощи, что явля­ется необходимым условием успешного преодоления последствий нарушения слуха.

3. Воспитание социально значимых качеств личности, обуче­ние организации собственного досуга, обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Особенности процесса обучения глухих детей:

1. На начальном этапе обу­чения глухих детей в школе существенное значение имеет харак­тер их дошкольной подготовки, а именно: имела она место или нет, и если имела, то каков был ее характер – специализированная помощь или посещение массового ДОУ. Различные условия воспитания глухого ребенка дошкольного возраста создают чрезвычайно большое разнообразие в уровне об­щего и речевого развития глухих детей, что непосредственно ос­ложняет процесс обучения в школе.

2. Наличие и взаимодействие двух систем об­щения у глухих детей: языка жестов и языка слов. В процессе обучения глухие дети овладевают также дактильной речью – кинетической формой словесной речи, построен­ной на движениях пальцев руки в воздухе.

3. Ис­пользование в обучении различных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной. На различных годах обучения отношения между ними изменяются: на ранних этапах обучения наиболее целесообразным является использо­вание в обучении глухих устно-дактильной речи с применением письменной, поскольку все формы речи воспринимаются глухими детьми вначале зрительно; на по­следующих этапах преимущественно используется устная речь, дактильная выступает в качестве вспомогательного средства при затруднениях в словесном контакте. Дети пользуются устно-дактильной формой речи, а по мере развития слухового восприятия и формирования произносительных навыков – устной.

4. Осу­ществление работы по использованию и развитию слуха у детей. С 70-80-х гг. широко изучается проблема выявления и развития остаточ­ной слуховой функции с целью восприятия глухими речи на слух и формирования у них устной речи на основе развивающейся слу­ховой функции (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева). Разработанная система основывается на постоянном бисенсорном (слухо-зрительном) и моносенсорном (слуховом) восприя­тии глухими учащимися звучащей речи и использовании слухового восприятия в ходе всего учебно-воспитательного процесса. На протяжении всех лет обучения глухих школьников прово­дится специальная работа с целью слуховой тренировки в воспри­ятии ими осмысленного речевого материала (фраз, словосочетаний и слов).

5. Процесс воо­ружения учащихся системой знаний основ наук и процесс форми­рования у них словесной речи как средства общения, познания и мышления взаимосвязаны и тесно взаимодействуют друг с другом. У глухих детей в силу речевого недоразвития процессы овладения содержанием школьного обучения и словес­ной речью формируются и сосуществуют параллельно, взаимодействуя на протяжении всех лет обу­чения.

6. Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения. Коррекционная педагогическая помощь прежде всего направлена на преодоление или ослабление последствий слухового дефекта в условиях целостного образовательно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется решению коррекционно-развивающих задач обучения: