1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
Задачи школы глухих:
1. Осуществление общеобразовательной, трудовой подготовки как основы независимой жизни, самостоятельной деятельности в различных сферах социальной жизни и самореализации в социуме.
2. Оказание коррекционно-педагогической помощи, что является необходимым условием успешного преодоления последствий нарушения слуха.
3. Воспитание социально значимых качеств личности, обучение организации собственного досуга, обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Особенности процесса обучения глухих детей:
1. На начальном этапе обучения глухих детей в школе существенное значение имеет характер их дошкольной подготовки, а именно: имела она место или нет, и если имела, то каков был ее характер – специализированная помощь или посещение массового ДОУ. Различные условия воспитания глухого ребенка дошкольного возраста создают чрезвычайно большое разнообразие в уровне общего и речевого развития глухих детей, что непосредственно осложняет процесс обучения в школе.
2. Наличие и взаимодействие двух систем общения у глухих детей: языка жестов и языка слов. В процессе обучения глухие дети овладевают также дактильной речью – кинетической формой словесной речи, построенной на движениях пальцев руки в воздухе.
3. Использование в обучении различных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной. На различных годах обучения отношения между ними изменяются: на ранних этапах обучения наиболее целесообразным является использование в обучении глухих устно-дактильной речи с применением письменной, поскольку все формы речи воспринимаются глухими детьми вначале зрительно; на последующих этапах преимущественно используется устная речь, дактильная выступает в качестве вспомогательного средства при затруднениях в словесном контакте. Дети пользуются устно-дактильной формой речи, а по мере развития слухового восприятия и формирования произносительных навыков – устной.
4. Осуществление работы по использованию и развитию слуха у детей. С 70-80-х гг. широко изучается проблема выявления и развития остаточной слуховой функции с целью восприятия глухими речи на слух и формирования у них устной речи на основе развивающейся слуховой функции (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева). Разработанная система основывается на постоянном бисенсорном (слухо-зрительном) и моносенсорном (слуховом) восприятии глухими учащимися звучащей речи и использовании слухового восприятия в ходе всего учебно-воспитательного процесса. На протяжении всех лет обучения глухих школьников проводится специальная работа с целью слуховой тренировки в восприятии ими осмысленного речевого материала (фраз, словосочетаний и слов).
5. Процесс вооружения учащихся системой знаний основ наук и процесс формирования у них словесной речи как средства общения, познания и мышления взаимосвязаны и тесно взаимодействуют друг с другом. У глухих детей в силу речевого недоразвития процессы овладения содержанием школьного обучения и словесной речью формируются и сосуществуют параллельно, взаимодействуя на протяжении всех лет обучения.
6. Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения. Коррекционная педагогическая помощь прежде всего направлена на преодоление или ослабление последствий слухового дефекта в условиях целостного образовательно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется решению коррекционно-развивающих задач обучения:
обогащению словарного запаса школьников,
уточнению значений известных слов,
преодолению аграмматизмов и недостатков произношения,
созданию условий для речевого общения, расширению речевой практики,
развитию слухового восприятия и речевого слуха детей,
развитию познавательной деятельности школьников,
совершенствованию мыслительных операций,
формированию интеллектуальных, организационных и учебных умений.
- 1.1. Сурдопедагогика как наука
- 1.1.1. Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики.
- 1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
- 1.1.3. Связь сурдопедагогики с другими науками.
- 1.1.4. История становления и развития зарубежной сурдопедагогики.
- 1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.
- 1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
- 1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха
- 1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха.
- 1.2.3. Основные методы исследования слуховой функции.
- 1.2.4. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- 1.3. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
- 1.3.7. Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
- 1.4. Основы организации коррекционно-образовательного процесса в системе образования детей с нарушенным слухом
- 1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
- 1.4.2. Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
- 1.4.3. Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- 1.6. Особенности процесса обучения в школах для детей с нарушением слуха
- 1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
- 1.6.2. Содержание образования в школе глухих.
- 1.6.3. Методы обучения глухих школьников.
- 1.6.4. Формы организации учебного процесса.
- 1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
- 1.7. Особенности слухо-речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
- 1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
- 1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
- 1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
- 1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
- 1.8. Воспитание детей с нарушениями слуха
- 1.8.1. Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.2. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.3. Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
- 1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
- 1.8.5. Воспитание детей с нарушением слуха в семье.
- 1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
- 1.9. Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
- 1.9.1. Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих.
- 1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
- 1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.
- 1.10. Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
- 1.10.1. Сурдотехнические средства.
- 1.10.2. Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
- 1.10.3. Кохлеарная имплантация.
- Рау ф. Ф. Глухота и ее влияние на судьбу устной речи12
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка13
- Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14
- Анкета-вопросник для родителей
- Критерии необходимости комплексного обследования слуха у ребенка раннего возраста
- Урок дактильной речи (подготовительный класс)15
- Урок устной речи (подготовительный класс)
- Урок предметно-практического обучения (2 класс)
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Составление заявки.
- IV. Подготовка инструментов и материалов.
- V. Итог урока.
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка16
- Русский дактильный алфавит