1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
Процесс дальнейшего развития и совершенствования отечественной системы обучения, воспитания и профессиональной подготовки лиц с нарушениями слуха продолжается. Направления исследований и достижения:
Оформление билингвистического подхода как педагогической системы, ориентированной на воспитание глухого как человека, отличного от слышащего, своеобразного и самоценного (Г. Л. Зайцева и ее последователи).
Проблемы интенсификации образовательного процесса, поиск путей сокращения продолжительности обучения глухих (Т. С. Зыкова, Е. П. Кузмичева, Е. С. Яхнина и др.).
Проблема интегрированного обучения детей с нарушенным слухом, разработка содержания и форм специализированной поддержки интегрированных детей (Л. П. Назарова, Л. М. Шипицина, Н. Д. Шматко и др.).
Внедрение верботональной системы, открытие в крупных промышленных регионах верботональных центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции для лиц с нарушением слуха.
Развитие нового направления реабилитации лиц с нарушенным слухом – кохлеарной имплантации. Изучение проблем адаптации лиц с КИ, медико-психолого-педагогических программ их сопровождения.
Развитие методов ранней диагностики нарушений слуха, разработка проблем воспитания детей с нарушенным слухом раннего возраста (Е. И. Исенина, Э. И. Леонгард, Т. В. Николаева, Т. В. Пелымская и др.).
Разработка проблем профессионального обучения лиц с нарушенным слухом в новых социально-экономических условиях; проблем высшего образования (Г. Н. Пенин и др.).
Разработка и внедрение компьютерных технологий в процесс коррекционного обучения детей и взрослых с нарушенным слухом (Е. Н. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина и др.).
Контролирующие вопросы и задания
Назовите предмет, объект и задачи сурдопедагогики.
Охарактеризуйте отрасли сурдопедагогики.
Выделите наиболее значимые межпредметные связи современной сурдопедагогики с другими отраслями знания.
Дайте характеристику каждому из основных периодов становления и развития зарубежной сурдопедагогики: сформулируйте основные положения в сфере теории и практики обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха; назовите выдающихся ученых, внесших наибольший вклад в развитие сурдопедагогики в рассматриваемый период; перечислите наиболее значимые научные достижения.
Назовите основные педагогические системы, сложившиеся в зарубежной сурдопедагогике в XVIII-XIX вв. В какой из систем весь процесс обучения глухих строился на основе жестовой речи? Представители какой из систем единственным средством общения и предметом обучения признавали устную речь?
Осветите историю развития сурдопедагогики России. Назовите выдающихся представителей отечественной сурдопедагогики.
Список литературы
Басова, А. Г. История сурдопедагогики: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / А. Г. Басова, С. Ф. Егоров [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedlib.ru/Books/2/0176/2_0176-1.shtml.
Назарова, Н. М. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки / Н. М. Назарова. – М. : НПЦ «Коррекция», 1992. – 162 с.
Пенин, Г. Н. Сурдопедагогика на рубеже тысячелетий: традиции и инновации / Г. Н. Пенин // Дети с проблемами в развитии: научно-практический журнал. – 2004. – № 1. – С. 21-34.
Специальная педагогика: учебное пособие / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : «Академия», 2008. – С. 247-279.
Специальная педагогика: учебное пособие в 3-х томах / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3 : Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 12-83.
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – С. 5-156.
- 1.1. Сурдопедагогика как наука
- 1.1.1. Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики.
- 1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
- 1.1.3. Связь сурдопедагогики с другими науками.
- 1.1.4. История становления и развития зарубежной сурдопедагогики.
- 1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.
- 1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
- 1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха
- 1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха.
- 1.2.3. Основные методы исследования слуховой функции.
- 1.2.4. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- 1.3. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
- 1.3.7. Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
- 1.4. Основы организации коррекционно-образовательного процесса в системе образования детей с нарушенным слухом
- 1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
- 1.4.2. Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
- 1.4.3. Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- 1.6. Особенности процесса обучения в школах для детей с нарушением слуха
- 1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
- 1.6.2. Содержание образования в школе глухих.
- 1.6.3. Методы обучения глухих школьников.
- 1.6.4. Формы организации учебного процесса.
- 1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
- 1.7. Особенности слухо-речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
- 1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
- 1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
- 1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
- 1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
- 1.8. Воспитание детей с нарушениями слуха
- 1.8.1. Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.2. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.3. Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
- 1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
- 1.8.5. Воспитание детей с нарушением слуха в семье.
- 1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
- 1.9. Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
- 1.9.1. Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих.
- 1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
- 1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.
- 1.10. Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
- 1.10.1. Сурдотехнические средства.
- 1.10.2. Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
- 1.10.3. Кохлеарная имплантация.
- Рау ф. Ф. Глухота и ее влияние на судьбу устной речи12
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка13
- Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14
- Анкета-вопросник для родителей
- Критерии необходимости комплексного обследования слуха у ребенка раннего возраста
- Урок дактильной речи (подготовительный класс)15
- Урок устной речи (подготовительный класс)
- Урок предметно-практического обучения (2 класс)
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Составление заявки.
- IV. Подготовка инструментов и материалов.
- V. Итог урока.
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка16
- Русский дактильный алфавит