1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
В структуре сурдопедагогики выделяют ряд относительно самостоятельных предметных областей, рассматривающих отдельные аспекты проблемы образования лиц с нарушениями слуха.
История сурдопедагогики изучает историческое развитие теории и практики обучения и воспитания людей, имеющих нарушения слуха, в том числе во взаимосвязи с современными проблемами специального образования.
Сравнительная сурдопедагогика анализирует и сопоставляет теорию и практику образования лиц с нарушением слуха в разных странах мира путем выявления сходств и различий действующих в них систем обучения, воспитания и оказания им специальной помощи.
Сурдопедагогика раннего возраста изучает особенности развития детей со слуховой недостаточностью младенческого и раннего возраста, раскрывает возможности их развития и осуществления ранней социализации через оказание своевременной комплексной медико-психолого-педагогической помощи.
Дошкольная сурдопедагогика рассматривает вопросы особенностей развития дошкольников с нарушенным слухом, возможностей нормализации процесса их социализации в условиях обучения, воспитания и оказания специальной педагогической помощи.
Специальное обучение глухих школьников – отрасль, разрабатывающая программы и методические подходы к общеобразовательной и трудовой подготовке глухих детей школьного возраста, осуществляемой в единстве с комплексом коррекционно-развивающих задач. Это наиболее развитая отрасль сурдопедагогики.
Специальное обучение слабослышащих учащихся – предметная область сурдопедагогики, разрабатывающая принципы и практические программы дифференцированного школьного обучения разных групп учащихся, включая слабослышащих и оглохших, а также детей со снижением слуха и другими комплексными нарушениями развития.
Сурдоандрагогика (от греч. аndros – взрослый человек) изучает теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых людей, имеющих слуховые дефекты.
В систему сурдопедагогики входят методики раннего дошкольного, школьного и профессионального обучения, а также методики преподавания учебных предметов (математики, естествознания, обществознания и др.). Их разработка ведется с учетом выявленных особенностей развития детей и взрослых, имеющих нарушения слуха, и позволяет раскрыть закономерности развития их чувственного познания, словесно-логического мышления и словесной речи. Особое место занимают методики, раскрывающие систему оказания коррекционно-педагогической помощи, такие, как развитие устной речи и слухового восприятия, предметно-практическое обучение и обучение русскому языку и т. д.
- 1.1. Сурдопедагогика как наука
- 1.1.1. Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики.
- 1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
- 1.1.3. Связь сурдопедагогики с другими науками.
- 1.1.4. История становления и развития зарубежной сурдопедагогики.
- 1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.
- 1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
- 1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха
- 1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха.
- 1.2.3. Основные методы исследования слуховой функции.
- 1.2.4. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- 1.3. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
- 1.3.7. Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
- 1.4. Основы организации коррекционно-образовательного процесса в системе образования детей с нарушенным слухом
- 1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
- 1.4.2. Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
- 1.4.3. Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- 1.6. Особенности процесса обучения в школах для детей с нарушением слуха
- 1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
- 1.6.2. Содержание образования в школе глухих.
- 1.6.3. Методы обучения глухих школьников.
- 1.6.4. Формы организации учебного процесса.
- 1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
- 1.7. Особенности слухо-речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
- 1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
- 1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
- 1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
- 1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
- 1.8. Воспитание детей с нарушениями слуха
- 1.8.1. Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.2. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.3. Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
- 1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
- 1.8.5. Воспитание детей с нарушением слуха в семье.
- 1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
- 1.9. Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
- 1.9.1. Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих.
- 1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
- 1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.
- 1.10. Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
- 1.10.1. Сурдотехнические средства.
- 1.10.2. Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
- 1.10.3. Кохлеарная имплантация.
- Рау ф. Ф. Глухота и ее влияние на судьбу устной речи12
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка13
- Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14
- Анкета-вопросник для родителей
- Критерии необходимости комплексного обследования слуха у ребенка раннего возраста
- Урок дактильной речи (подготовительный класс)15
- Урок устной речи (подготовительный класс)
- Урок предметно-практического обучения (2 класс)
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Составление заявки.
- IV. Подготовка инструментов и материалов.
- V. Итог урока.
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка16
- Русский дактильный алфавит