logo
Лекции Основы сурдопедагогики

1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.

На основании древнерусской литературы, летописных сводов и др. источников можно судить о том, что понятия «глухота» и «немота» были известны на Руси с глубокой древности. Характерным для тех времен было также и то, что в этих понятиях различались состояние и степень дефекта (глухобезмолвные (глухонемые), оглушенные, глухие, постепенно глохнущие, только что оглохшие). В Древней Руси призрением глухих и других «убогих детей» занимались церковь и монастыри. Сурдопедагогика в России начала развиваться на основе опыта воспитания глухих в системе общественного призрения (госпита­ли, сиротские дома, приюты при монастырях и др.) и опыта Пе­тербургского и Московского воспитательных домов (1763 г.), в которых было организовано воспитание глухих совместно со слышащими с раннего возраста. Дома создавались в основном, на средства благотворительности. В этих домах осуществлялось физическое, нрав­ственное воспитание и трудовое обучение детей (ремесленная под­готовка).

В конце XVIII - начале XIX в. в России начали создаваться специальные училища для глухих, сначала в западных губерниях (в Петербурге, Варшаве, Риге и других городах), где случаи глухонемоты встречались чаще. Все эти училища просуществовали недолго из-за недостатка материальных средств от благотворителей. Была очевидна необходимость создания училища с более устойчивой материальной базой. В 1806 г. императрица Мария Федоровна распорядилась об открытии в Павловске училища для глухих; в 1810 г. училище было переведено в Петербург; обучение осуществлялось по системе «мимический метод». Большой вклад в развитие теории отечественной сурдопедагогики внесли в рассматриваемый период В. И. Флери, Г. А. Гурцев.

Произошедшая в 1864 г. в России реформа образования коснулась учебных заведений для глухих: сближение содержания обучения и воспитания глухих с таковым в народных училищах; обучение ремеслам стало обязательным; училища получали право принимать приходящих учащихся, что расширило их контингент и способствовало превращению училищ в общеобразовательные учебные заведения. К 1880 гг. XIX века в России было только 3 крупных училища: в Петербурге, Москве и Варшаве; они не могли удовлетворить всех нуждающихся; новые училища открывались по частной инициативе, на средства благотворительности. К концу века возникают училища на периферии: в Казани, Вязниках и др. Всего насчитывается 23 училища с 885 учащимися.

В этот период активно развивается методика обучения и воспитания глухих детей. Достижения сурдопедагогики в рассматриваемый период связаны с именами А. Ф. Остроградского (1853-1907), И. А. Васильева (1867-1941), Н. М. Лаговского (1863-1933), Ф. A. Pay (1868-1957) и др. К началу XX в. созда­ется русская система обучения детей с нарушениями слуха, которая ставила задачу развития природных задатков глухого в единстве с развитием словесной речи и усвоением общеобразова­тельных и профессиональных знаний и умений. Большое внимание уделялось сближению содержания обучения глухих с обучением слышащих в народных школах, что нашло отражение в програм­мах. Уделялось внимание физическому, умственному, нравствен­ному и особенно трудовому воспитанию глухих. В процессе обучения глухих использовали устную, письменную формы речи, в некоторых учили­щах – дактильную и жестовую речь. В содержание обучения в большинстве школ были включены следующие предметы: чтение с лица, произношение, развитие слухового восприятия.

После революции 1917 г. государство берет на себя заботу о воспитании и обучении глухих. В специальных школах для глухих ликвидируются сословные, национальные и другие ограничения. В 1918 г. в Петрограде был организован Центральный научно-практический институт по изучению и обучению глухих; при институте были открыты школа-интернат и детский сад. В 1920 г. в Петрограде открывается Отофонетический институт, который занимается изучением детей с недостатками слуха и речи. В 1929 г. в Москве организован Экспериментально-дефектоло­гический институт, где под научным руководством Л. С. Выгот­ского проводились исследования проблем дефектологии, в т. ч. глухоты. В 30-40 гг. в России выросла сеть школ для глухих и слабослышащих; стали готовиться учителя для этих школ.

В 50-е годы развернулись научные поиски новых эффективных путей общего и речевого развития детей с разной степенью слухо­вой недостаточности. Эти поиски проводились под руководством ведущих ученых Научно-исследовательского института дефектоло­гии – Р. М. Боскис, А. И. Дьячкова, С. А. Зыкова, Ф. Ф. Рау и др.

Постановление Совета Министров РСФСР 1960 г. определило основные положе­ния специальных школ. Для школ глухих и слабослышащих уста­новлен 12-летний срок обучения, в течение которого глухие и уча­щиеся II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших получают знания в объеме 8-летней общеобразовательной школы. Учащиеся I отделения школы для слабослышащих получают за 10 лет обучения неполное среднее образование. В некоторых шко­лах для слабослышащих и позднооглохших детей начинают организовываться XI и XII классы I отделения, где учащиеся получа­ют среднее образование. Для всех типов школ обязательной ста­ла производственно-трудовая подготовка.

Под руковод­ством Р. М. Боскис разработана оригинальная система дифференцированного обучения слабослышащих в специальной школе с двумя отделе­ниями. В 60-е годы под руководством С. А. Зыкова проводятся иссле­дования по внедрению в практику школ для глухих предметно-практического обучения. Создается новая система обучения глухих в начальных классах, связанная с широким ис­пользованием предметно-практической деятельности учащихся в качестве основы для формирования у них понятий, развития речи как средства общения, трудовых умений и навыков. В эти годы внимание ученых привлекают вопросы развития и использования слухового восприятия глухих и слабо­слышащих в процессе обучения (Р. М. Боскис, В. И. Бельтюков, Т. А. Власова, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Pay и др.).