1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
При глухоте, наступившей в доречевой период, развитие речи ребенка осуществляется только в процессе специального обучения. Обучение неслышащих детей устной речи базируется на пластичности высшей нервной деятельности, на компенсаторных механизмах, которыми располагает глухой. Сенсорную базу усвоения устной речи составляют слуховой, зрительный, кожный и двигательный анализаторы.
Важнейшее значение для овладения речью имеет слуховой анализатор. С 70-80-х гг. широко изучается проблема развития остаточной слуховой функции с целью восприятия глухими речи на слух и формирования у них устной речи на основе развивающейся слуховой функции (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева). Учеными доказано, что в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия (при использовании электроакустической аппаратуры) у всех глухих развивается способность воспринимать на слух речевой материал (слова, словосочетания, фразы, тексты, а также отдельные слоги, слогосочетания и отдельные звуки), а также неречевые звуки окружающего мира, элементы музыки.
С помощью зрительного анализатора глухой ребенок может воспринимать некоторые движения речевых органов говорящего, прежде всего движения губ и нижней челюсти. (И. А. Васильев, используя данный компенсаторный механизм, разработал киношрифт – таблицы-киноснимки лица человека, произносящего те или иные звуки по буквам русского алфавита). Однако возможности зрения все же ограничены: выявлено, что 42 звука русского языка представлены не более чем 15 оральными рисунками, с разной мерой отчетливости противопоставленных друг другу оптически. Одно и то же положение губ может быть характерно для нескольких звуков (например, позиция губ при произнесении звуков ф и в). Оральные рисунки звуков претерпевают значительные изменения в зависимости от соседства с другими звуками, а также от того, находится звук в начале, в середине или в конце слова, входит в состав ударного или безударного слога. Словесное ударение и интонация с помощью зрительного восприятия воспринимаются плохо, а мелодический компонент интонации не воспринимается вообще. Определенное влияние на восприятие речи оказывают индивидуальные особенности говорящего. Движения других речевых органов доступны зрительному восприятию в гораздо меньшей степени или вообще недоступны: совершенно не видна работа мягкого неба и голосовых складок, положение языка можно увидеть лишь частично (В. И. Бельтюков, 1970; Э. В. Миронова, 1973; Ф. Ф. Рау, 1973 и др.).
С помощью кожного анализатора обеспечивается восприятие ряда явлений, сопровождающих воспроизведение определенных фонетических элементов. Приложив руку к гортани, можно ощутить ее вибрацию при колебании голосовых связок, установить разницу между вокализованными и невокализованными звуками. Приложив руку к поверхности грудной клетки, можно определить наличие или отсутствие голоса, а также факт произнесения нормальным голосом и фальцетом. Рука на темени поможет глухому ребенку ощутить ее вибрацию при произнесении и при слишком высоком голосе. Вибрацию щек и крыльев носа можно ощутить при произнесении м и н. С помощью кожной чувствительности можно почувствовать также струю выдыхаемого при произнесении воздуха. Более полное тактильно-вибрационное восприятие связано с применением специальной сурдотехнической аппаратуры, например вибраторов.
Возможности двигательного анализатора при восприятии речи другого человека очень ограниченны. Но использование кинестетических импульсов от собственных речевых органов может в некоторых случаях служить опорой в работе над артикуляцией, прежде всего, когда речевые органы приводятся в то или иное положение или движение с помощью механического на них воздействия (например, колебание логопедическим зондом переднего края языка при постановке фонемы р). Большое значение придается речевым кинестезиям в осуществлении самоконтроля над произношением.
Эффективность восприятия фонетической структуры речи значительно повышается при совместном использовании различных анализаторов.
Работа по развитию слуха и речи носит комплексный, системный характер, включает такие направления:
- обучение детей языку как средству общения посредством реализации специально разработанной коммуникативной системы;
- обучение восприятию и воспроизведению устной речи;
- развитие остаточного слуха.
Условиями эффективной слухоречевой работы являются:
1) осуществление работы в условиях слухоречевой среды. Она заключается в создании ситуаций постоянного речевого общения, предполагает развитие у учащихся активного речевого поведения, которое проявляется в желании и умении вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками. При этом устная речь слышащих (учителей, воспитателей, родителей и др.) в условиях постоянного речевого общения должна быть образцом для глухого ребенка, соответствовать нормам произношения.
2) непрерывность и систематичность работы: развитие речи и слуха осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе. Специальные упражнения по развитию слухового восприятия проводятся в ходе всего образовательно-коррекционного процесса:
- на общеобразовательных уроках,
- во внеурочное время.
- на специальных коррекционных занятиях (индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению, групповых занятиях, фронтальных занятиях в слуховом кабинете, музыкально-ритмических занятиях).
Индивидуальные занятия проводятся по специально созданной для них программе три раза в неделю с каждым учащимся 1-5 класса. Занятия продолжаются 20 минут. Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть – формирование произношения (10 минут), вторая часть – развитие слухового восприятия (10 минут).
Групповые занятия – это форма организации слуховой деятельности в процессе работы по развитию слуха 6-12-х классах школ глухих и слабослышащих. Их цель: повысить интерес детей к работе по развитию слуха, интенсивнее включать такие виды речевой деятельности, как диалог, монолог; развивать речевое общение между учителем и учащимися и друг с другом и т. п. Занятия проводятся не реже двух раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Фронтальные занятия – это специальные занятия, которые проводятся в слуховом кабинете с учащимися 1-3-х классов школы глухих и слабослышащих по одному часу в неделю. Современным учебным планом на фронтальные занятия отводится 10 часов в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Основным содержанием занятий является различение не только речевых звучаний, но и неречевых.
На музыкально-ритмических занятиях одним из направлений является работа над произносительной стороной речи учащихся с использованием фонетической ритмики.
3) в работе по развитию слуха и речи используются разные типы электроакустической аппаратуры: стационарная коллективного и индивидуального пользования и индивидуальные слуховые аппараты.
4) используются два пути овладения детьми произношением в условиях интенсивного развития слухового восприятия осуществляется: информальный (т. е. в процессе подражания речи, учителя, воспитателей, слышащих взрослых и сверстников при ее слуховом и слухозрительном восприятии в ходе всего образовательного процесса и во внеурочное время) и в процессе специального обучения (Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина, 19816).
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.1. Сурдопедагогика как наука
- 1.1.1. Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики.
- 1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
- 1.1.3. Связь сурдопедагогики с другими науками.
- 1.1.4. История становления и развития зарубежной сурдопедагогики.
- 1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.
- 1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
- 1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха
- 1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха.
- 1.2.3. Основные методы исследования слуховой функции.
- 1.2.4. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- 1.3. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
- 1.3.7. Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
- 1.4. Основы организации коррекционно-образовательного процесса в системе образования детей с нарушенным слухом
- 1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
- 1.4.2. Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
- 1.4.3. Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- 1.6. Особенности процесса обучения в школах для детей с нарушением слуха
- 1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
- 1.6.2. Содержание образования в школе глухих.
- 1.6.3. Методы обучения глухих школьников.
- 1.6.4. Формы организации учебного процесса.
- 1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
- 1.7. Особенности слухо-речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
- 1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
- 1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
- 1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
- 1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
- 1.8. Воспитание детей с нарушениями слуха
- 1.8.1. Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.2. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.3. Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
- 1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
- 1.8.5. Воспитание детей с нарушением слуха в семье.
- 1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
- 1.9. Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
- 1.9.1. Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих.
- 1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
- 1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.
- 1.10. Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
- 1.10.1. Сурдотехнические средства.
- 1.10.2. Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
- 1.10.3. Кохлеарная имплантация.
- Рау ф. Ф. Глухота и ее влияние на судьбу устной речи12
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка13
- Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14
- Анкета-вопросник для родителей
- Критерии необходимости комплексного обследования слуха у ребенка раннего возраста
- Урок дактильной речи (подготовительный класс)15
- Урок устной речи (подготовительный класс)
- Урок предметно-практического обучения (2 класс)
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Составление заявки.
- IV. Подготовка инструментов и материалов.
- V. Итог урока.
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка16
- Русский дактильный алфавит