logo
Лекции Основы сурдопедагогики

Урок устной речи (подготовительный класс)

Тема: «Звук «е» в положении после согласной».

Цель: тренировка в произнесении звука «е» в положении после согласной.

Оборудование: буквари.

Ход урока.

1. Организационный момент. Дети входят в класс, выполняя задания учителя, надевают наушники, садятся за парты.

2. Называние предметов. У учителя на столе лежат мел, тетрадь, кни­га. Обращая внимание детей на предмет, он спрашивает: «Что тут?». Дети по одному отвечают. Если они забыли названия предметов, то учитель показы­вает табличку со словом «книга» и просит показать предмет; табличка кла­дется рядом с ним. Так же подкладываются таблички к другим предметам. На слове «мел» учитель задерживает внимание учеников и просит нескольких из них повторить слово. Затем слово «мел» записывается на доске и читается хором. После этого учитель выделяет в слове звук «е», и опять хором и инди­видуально дети его проговаривают с использованием приемов фонетичес­кой ритмики (сопряженно, отраженно, самостоятельно с движениями рук и без них). Затем проговаривается все слово «мел».

3. Игра «Что пропало?». Учитель вызывает к доске одного из учени­ков: «Вова, встань. Иди сюда». Дает ему табличку с поручением: «Возьми мел». Ученик самостоятельно читает табличку и выполняет задание.

Пока ребенок читает, учитель просит детей встать и повернуться спиной к доске: «Встаньте. Повернитесь» (табличка со словом). Ученик, взяв пред­мет, прячет его за своей спиной. Учитель зовет детей: «Ребята, повернитесь». Спрашивает, показывая на предмет за спиной ученика: «Что тут?» Дети назы­вают предмет. Отвечающий оценивает ответы: да, нет.

Учитель исправляет произношение слова со звуком «е» («мел», «нет»).

4. Чтение книги. Учитель говорит: «Возьмите книгу (устно-дактильно). Откройте. Будем читать». Вместе с учителем дети читают текст. Первое предложение: Вот Петя и Лена. Учитель показывает на картинке мальчика: «Кто это?» Дети отвеча­ют: «Петя». Затем: «Кто это?» — «Лена». Учитель обращает внимание на про­изношение звука «е». Дети повторяют слова с движениями рук на звук «е» и без движений. Затем читается следующее предложение: Петя лепит собаку. Сопоставляется с картинкой. Слово «лепит» делится на слоги — «ле-пит», проговаривается учениками. Учитель оценивает произношение.

В конце урока дети закрывают книги и учитель оценивает их работу.