1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
Для детей с нарушениями слуха организуются следующие школы:
1) Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих детей (I вида). Обеспечивает глухим детям общеобразовательную и первичную профессионально-трудовую подготовку. Имеет в своем составе I–XII классы, подготовительный класс для детей шестилетнего возраста, не получивших дошкольной подготовки. Дети получают основное общее образование за 11 лет (и за 12, если начали обучение с подготовительного класса). Выпускники, желающие получить полное среднее образование, могут обучаться в специально создаваемых для этого классах, по варианту учебного плана. В школах I вида образовательный процесс включает ступени: 1 – первоначальный период – подготовительный класс; 2 – начальное образование – 5-6 лет: развитие речи, способностей, познавательной деятельности, учебной деятельности и т.д.; 3 – основное общее образование – 5-6 лет: общеобразовательная подготовка, трудовое обучение, развитие речи, произношения, остаточного слуха; 4 – среднее (полное) общее образование – 2 года: совершенствуется речь, произношение, остаточный слух, расширяются навыки социально-трудовой адаптации.
Наполняемость классов – не более 6 детей. В РФ, по данным Е. Г. Речицкой, 86 школ I вида; в них обучаются 11039 школьников2.
2) Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей (II вида). Имеет два отделения: I отделение – для детей с легким недоразвитием речи и нарушением слуха; II отделение – для детей с глубоким недоразвитием речи и нарушением слуха. Во II отделении имеется подготовительный класс для детей шестилетнего возраста без дошкольной подготовки. Учащиеся I отделения за 10 лет и учащиеся II отделения за 12 лет обучения получают образование в объеме массовой неполной средней школы и первичную профессионально-трудовую подготовку.
В школах II вида коррекционно-образовательный процесс включает ступени: 1 – начальное образование – 1 отделение – 4-5 лет, 2 отделение – 4-6 лет; коррекция словесной речи, развитие слуха, накопление словарного запаса, развитие связной речи, практическое освоение грамматического строя речи; 2 – основное общее образование – 5-6 лет; дальнейшее развитие речи, произношения, слуха; 3 – среднее (полное) общее образование – 2 года; овладение речью на уровне, необходимом для интеграции в общество. Выбор образовательного варианта в школах II вида зависит от показателей речевого и умственного развития ученика. По данным Е. Г. Речицкой, в РФ 83 школы II вида, в которых обучаются 11412 слабослышащих школьников.
Обучение в специальных общеобразовательных школах-интернатах осуществляется на основе оригинальных учебных планов и программ, имеются специально разработанные учебники (только в старших классах обучение осуществляется по учебникам массовой школы). В составе специальных школ-интернатов для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей, при наличии соответствующего контингента, организуются классы для детей со сложными дефектами, включающими, помимо нарушения слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата или нарушения интеллекта (задержку психического развития, олигофрению в степени дебильности). Предельная наполняемость классов и воспитательных групп – 12 человек, для детей со сложными дефектами – 5-7 человек. Учебно-воспитательная работа в специальных школах-интернатах направлена на решение задач воспитания и обучения с учетом уровня развития детей, формирования у них словесной речи и словесно-логического мышления, развития слухового восприятия речи и обучения произношению и других коррекционных задач.
Продолжить незавершенное по тем или иным причинам обучение выпускники могут через систему государственных вечерних сменных школ. XII-XV классы специальной средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школы для лиц с недостатками слуха. Наполняемость классов очной формы обучения не менее 8 человек. В составе школы имеются учебно-консультационные пункты, открываемые при наличии 15 и более учащихся, заочные группы, организуемые при наличии от 4 до 10 учащихся, и индивидуально обучающиеся заочники. Разрешается открытие филиалов школ при близлежащих предприятиях, если имеется достаточный контингент учащихся. В XIII-XV классах вечерней или заочной специальной школы глухие и слабослышащие после окончания специальной школы-интерната получают полное среднее образование.
- 1.1. Сурдопедагогика как наука
- 1.1.1. Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики.
- 1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
- 1.1.3. Связь сурдопедагогики с другими науками.
- 1.1.4. История становления и развития зарубежной сурдопедагогики.
- 1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.
- 1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
- 1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха
- 1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха.
- 1.2.3. Основные методы исследования слуховой функции.
- 1.2.4. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- 1.3. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
- 1.3.7. Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
- 1.4. Основы организации коррекционно-образовательного процесса в системе образования детей с нарушенным слухом
- 1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
- 1.4.2. Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
- 1.4.3. Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- 1.6. Особенности процесса обучения в школах для детей с нарушением слуха
- 1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
- 1.6.2. Содержание образования в школе глухих.
- 1.6.3. Методы обучения глухих школьников.
- 1.6.4. Формы организации учебного процесса.
- 1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
- 1.7. Особенности слухо-речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
- 1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
- 1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
- 1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
- 1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
- 1.8. Воспитание детей с нарушениями слуха
- 1.8.1. Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.2. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.3. Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
- 1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
- 1.8.5. Воспитание детей с нарушением слуха в семье.
- 1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
- 1.9. Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
- 1.9.1. Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих.
- 1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
- 1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.
- 1.10. Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
- 1.10.1. Сурдотехнические средства.
- 1.10.2. Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
- 1.10.3. Кохлеарная имплантация.
- Рау ф. Ф. Глухота и ее влияние на судьбу устной речи12
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка13
- Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14
- Анкета-вопросник для родителей
- Критерии необходимости комплексного обследования слуха у ребенка раннего возраста
- Урок дактильной речи (подготовительный класс)15
- Урок устной речи (подготовительный класс)
- Урок предметно-практического обучения (2 класс)
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Составление заявки.
- IV. Подготовка инструментов и материалов.
- V. Итог урока.
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка16
- Русский дактильный алфавит