1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
Рассмотрим некоторые понятия, связанные с работой по развитию слуха неслышащих детей. Слуховое восприятие речи – восприятие речи только с опорой на слух (с использованием ЗУА), исключая зрение. Слухозрительное восприятие речи – восприятие с опорой на слух (с использованием ЗУА) и зрение: чтение с губ при проговаривании речевого материала, опора на записи на доске, предъявление таблички, дактилирование. Слуховая тренировка – упражнения в различении речевого и неречевого материала на слух. Речевой материал – слова, словосочетания, фразы, слоги, звуки. Неречевые звучания – звуки природы, голоса птиц и животных, бытовые шумы, элементы музыки.
Современная система интенсивного развития слухового восприятия учащихся специальных (коррекционных) учреждений I вида базируется на следующих положениях:
нарушенная слуховая функция, как и любая другая функция, развивается при постоянном целенаправленном воздействии в определенных условиях;
развитие речевого слуха у глухих школьников осуществляется в условиях общего процесса обучения и воспитания при организации слухоречевой среды;
у большинства глухих имеется неиспользованный слуховой резерв, который активизируется при систематической слуховой тренировке (с использованием электроакустической аппаратуры);
речевой слух у глухих развивается в неразрывной связи с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительной стороны устной речи, совершенствованием всей познавательной деятельности;
развитие речевого слуха у глухих носит поэтапный характер, основными факторами, обусловливающими развитие речевого слуха, являются степень сформированности слуховой функции, уровень общего и речевого развития, способность ученика к семантической интерпретации поступающей речевой информации, способность к моделированию высказывания по отдельным опознанным признакам (Е. П. Кузьмичева, 19917).
Основные задачи работы по развитию слуха:
развитие у глухих школьников способности воспринимать речевой материал только на слух, исключая зрение,
создание слухозрительной основы для восприятия устной речи,
совершенствование навыка активной речевой деятельности,
обогащение представлений глухих о неречевых звуках окружающего мира.
Главным направлением работы является развитие речевого слуха, включающее формирование умений:
воспринимать определенный речевой материал на слух и слухозрительно,
воспроизводить воспринятый речевой материал,
действовать адекватно воспринятому.
Основные формы организации работы по развитию слуха:
общеобразовательные уроки,
специальные коррекционные занятия (индивидуальные занятия, групповые занятия, фронтальные уроки в слуховом кабинете).
внеурочное время.
На уроках: различение материала преимущественно слухозрительное, но часть материала различается только на слух. Педагог отчетливо, голосом разговорной громкости, произносит за специальным экраном определенный речевой материал (это может быть словарь по теме урока; фразы, организующие деятельность детей, некоторые вопросы, поручения и др.). Восприняв материал, школьники должны произвести действия, адекватность которых служит критерием точности восприятия: дать ответ на заданный вопрос, выполнить поручение, повторить слово и др. Если дети не восприняли материал с первого раза, педагог повторяет его еще раз; если и в этом случае успех не достигнут, он предъявляется слухозрительно: проговаривается без экрана, записывается на доске, предъявляется на табличке, дактилируется. После этого материал снова распознается только на слух.
Специальным коррекционным занятиям принадлежит ведущая роль в работе по развитию слуха. Рассмотрим особенности различных видов занятий.
Работа над развитием слуха является второй частью индивидуального занятия. Дети различают разнообразный речевой материал: обиходно-бытового характера, часто употребляемый на уроках, а также разнообразные тексты. Виды деятельности разнообразны: ответы на вопросы (сколько тебе лет?), выполнение поручений (напиши знак «+»), работа с рассыпным текстом, с конструктивной картиной, составление аппликаций, написание диктантов, ведение диалога. Создается естественная ситуация общения: восприняв вопрос, ученик сразу отвечает на него; прослушал поручение – сразу выполняет и отчитывается. Педагог дает 5 попыток для восприятия материала только на слух, в случае неуспеха предъявляет его слухозрительно, но затем – снова только на слух. Тренировка слухового восприятия осуществляется как с помощью различных звукоусиливающих аппаратов (коллективного и индивидуального пользования), так и без них — при восприятии речевого материала у ушной раковины (без экрана).
Рассмотрим структуру второй части индивидуального занятия, направленной на развитие слухового восприятия:
1. Различение материала разговорного характера. Используется ЗУА стационарного назначения, в содержание этого этапа работы может войти следующий материал:
- различение вопросов разговорно-обиходного характера типа: Сколько тебе лет? Где ты учишься? В каком городе живешь? и т. д.;
- различение фраз, связанных с организацией занятий, типа: Напиши пример. Прочитай стихотворение. Скажи ответ и т. д.;
- различение предложений типа: Девочка решает задачу и т. д.
2. Усвоение нового речевого материала (с использованием ЗУА стационарного назначения). Особое место занимает различение предложенных текстов и восприятие заданий к ним. Так как материал текстов является наиболее трудным для восприятия, то к этой работе учащиеся готовятся постепенно.
3. Закрепление материала, воспринятого на слух с использованием индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры. Упражнения с индивидуальной ЗУА включаются уже в 1-м классе во втором полугодии. Сначала различается материал, отработанный с ЗУА на предыдущих занятиях, затем постепенно включается материал, близкий к теме занятия.
4. Различение материала на слух без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.
Особенностью групповых занятий – отработка навыков ведения диалога (организуется диалог в таких формах общения, как учитель – учащиеся, учащиеся – учитель, ученик – ученик). Материалом для диалога являются тексты (прочитанные в классе, на общеобразовательном уроке); тексты адаптируются с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей. Для более сильной группы подбирается речевой материал (текст, статья) большего объема и с более сложными речевыми конструкциями, для другой группы – несколько облегченный материал как по объему, так и по речевым конструкциям; поэтому одну и ту же статью или текст из книги нужно адаптировать в зависимости от групповых особенностей детей.
Структура группового занятия:
1. Организация начала занятия. Устанавливается режим усиления, организуются приветствие и перекличка учащихся. Сообщаются тема, задачи занятия.
2. Организация диалога. Диалог организуется на материале разговорно-обиходного характера или по теме с общеобразовательного урока, чтобы содержание не вызывало сложностей осмысления.
3. Различение текста или другого материала по теме занятия. Используются различные речевые единицы, различные виды работы (с таблицей, схемой, карточками, макетами, конструктивными картинками и т. д.). Это основная часть занятия, когда учитель может раскрыть все возможности детей: речевое развитие, мыслительные способности, включить активно в процесс обучения слуховое восприятие у детей.
4. Различение материала на ухо без ЗУА. Продолжается работа по восприятию речи без усиленного слухового контроля; различаются отдельные наиболее легкие фразы, слова, словосочетания, слоги и звуки.
5. Организация окончания занятия. Подведение итогов работы, мотивированная оценка деятельности детей.
Фронтальное занятие проводится в слуховом кабинете, оснащенном ЗУА. На каждой парте находятся индивидуальные биноауральные телефоны, обратные индивидуальные микрофоны, регуляторы громкости. Содержанием материала уроков в слуховом кабинете являются неречевые звуки, слова, словосочетания и фразы.
Структура фронтального занятия
1. Установка режима усиления.
2. Перекличка учащихся. Может проводиться слухо-зрительно, на слух, с голоса учителя, воспитателя, учащихся.
3. Организация деятельности учащихся. Учитель сообщает тему и задачи занятия, организует способ восприятия его речи и речи учащихся, выясняет интересы учащихся, настраивает на реализацию поставленных задач.
4. Различение неречевых звуков. Перед различением звуков учитель предлагает рассмотреть предмет, издающий звук (барабан), выясняет, знают ли учащиеся его название (что это?), вывешивает на доску табличку (барабан) и предлагает послушать его звучание. Одновременно соотносит звучание с названием, показывая на табличку, при этом опирается на слухо-зрительное восприятие звука барабана и его названия с голоса (учитель читает табличку с доски). Затем предлагает учащимся прослушать звучание барабана только на слух, без опоры на зрительный анализатор. Аналогичная работа осуществляется с другими источниками звука (дудкой). После такой предварительной работы сравнивается звучание этих инструментов, сначала с опорой на слухо-зрительное восприятие, а затем только на слух. При этом учитель требует от учащихся отличать на слух, какой предмет (инструмент) звучал, и оформить ответ речью: Я слышал звук барабана.
5. Физкультминутка.
6. Различение речевого материала. Для различения предлагаются слова, словосочетания, фразы, в зависимости от темы, обозначенной в программе, и уровня усвоения предыдущего материала учащимися. Сначала выясняется, знают ли учащиеся слово (словосочетание, фразу), для чего подбирается картинка, раскрывающая его сущность. Картинка вместе с табличкой прикрепляется к доске, например картинка и табличка со словом собака. Показ сочетается с произнесением (чтением таблички) и сокращенным, отраженным произношением учащимися. Так осуществляется слухо-зрительное восприятие слова (словосочетания, фразы). Затем учащиеся это словосочетание воспринимают только на слух. Аналогичная работа проводится с другим словом, например мяч, а после этого предлагается различение этих слов между собой на слухо-зрительной и слуховой основе. Учащиеся определяют на слух, какое слово (словосочетание, фразу) произнес учитель, и оформляют ответ речью: Это мяч, Это собака или: Я слышал слово «мяч» («собака»).
7. Закрепление материала. Эта часть занятия может проводиться в виде игры в лото, в домино, кроссворды и т. д. или в виде слуховых диктантов, где каждое слово обозначается квадратиками, отрезками прямых линий и др. Закрепление свидетельствует о том, как учащиеся усвоили материал занятия.
8. Организация окончания занятия.
- 1.1. Сурдопедагогика как наука
- 1.1.1. Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики.
- 1.1.2. Предметные области современной сурдопедагогики.
- 1.1.3. Связь сурдопедагогики с другими науками.
- 1.1.4. История становления и развития зарубежной сурдопедагогики.
- 1.1.5. Развитие сурдопедагогики в России.
- 1.1.6. Актуальные направления развития современной сурдопедагогики.
- 1.2. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха
- 1.2.1. Причины нарушений слуха. Основные виды нарушений слуха.
- 1.2.3. Основные методы исследования слуховой функции.
- 1.2.4. Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
- 1.3. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- 1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 1.3.6. Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
- 1.3.7. Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
- 1.4. Основы организации коррекционно-образовательного процесса в системе образования детей с нарушенным слухом
- 1.4.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
- 1.4.2. Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
- 1.4.3. Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
- 1.6. Особенности процесса обучения в школах для детей с нарушением слуха
- 1.6.1. Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
- 1.6.2. Содержание образования в школе глухих.
- 1.6.3. Методы обучения глухих школьников.
- 1.6.4. Формы организации учебного процесса.
- 1.6.5. Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
- 1.7. Особенности слухо-речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
- 1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
- 1.7.2. Система работы по развитию слуха и речи.
- 1.7.3. Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.
- 1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.
- 1.8. Воспитание детей с нарушениями слуха
- 1.8.1. Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.2. Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
- 1.8.3. Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
- 1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
- 1.8.5. Воспитание детей с нарушением слуха в семье.
- 1.8.6. Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
- 1.9. Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
- 1.9.1. Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих.
- 1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.
- 1.9.3. Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе.
- 1.10. Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
- 1.10.1. Сурдотехнические средства.
- 1.10.2. Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
- 1.10.3. Кохлеарная имплантация.
- Рау ф. Ф. Глухота и ее влияние на судьбу устной речи12
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка13
- Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14
- Анкета-вопросник для родителей
- Критерии необходимости комплексного обследования слуха у ребенка раннего возраста
- Урок дактильной речи (подготовительный класс)15
- Урок устной речи (подготовительный класс)
- Урок предметно-практического обучения (2 класс)
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Составление заявки.
- IV. Подготовка инструментов и материалов.
- V. Итог урока.
- Соловьев и. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка16
- Русский дактильный алфавит