logo
Pedagogika_NOVAYa-1

§ 3. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

К этой группе относят следующие методы воспитания: упражнения, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций. Рассмотрим некоторые из них.

Упражнение – это метод воспитания, который предполагает такую организацию повседневной жизни, учебной, профессиональной, общественной деятельности, которая позволяет воспитуемым накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом, убеждение с поведением. Применение упражнения требует соблюдения основных условий: сочетание упражнения с воспитанием высокой сознательности; систематичности, регулярности и последовательности упражнений, что позволяет вырабатывать у воспитуемых привычки четко, повседневно выполнять правила, требования (морали, нравственности, поведения и др); всестороннего учета индивидуальных особенностей и возможностей воспитуемых, поддержания их усилий по выработке положительных качеств и др.

Метод приучения обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Его применение требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения. Вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем - быстроты. Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия. Метод приучения тесно связан с методом упражнения. В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно значимой.

Педагогическое требование. В требовании наиболее отчетливо обнаруживается действие такой закономерности педагогического процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитанника к самому себе. Оно может выступать перед учеником как конкретная реальная задача, которую ему надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности. Требование может вскрывать внутренние противоречия педагогического процесса, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и развитию. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные.

Организуя воспитательный процесс, учитель должен стремиться к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функцию педагогического метода.