logo
Pedagogika_NOVAYa-1

§ 4. Методы обучения по характеру познавательной деятельности

учащихся

В этой классификации (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) методы делятся по уровню творческой, активной, исследовательской учебной деятель­ности. На одном полюсе находится метод репродуктивный, на другом − метод исследовательский. Слово, образ, действие (из предыдущей клас­сификации) выступают здесь как средство обучения, материальная ос­нова. Любой метод − лекцию, демонстрацию, лабораторную работу − можно построить традиционно и проблемно.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает знания, а ученик воспринимает, осознает, запоминает. Ему соответствует репродуктивный метод, который состоит в том, что учитель организует формирование умений на основе знания, а ученик вос­производит, повторяет, отрабатывает умения.

Проблемное изложение заключается в том, что учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику ре­шения. Частично-поисковый метод включает учеников в решение про­блемы, поставленной учителем, на отдельных этапах. Исследователь­ский метод предполагает, что ученики под руководством учителя ре­шают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средст­ва учебного поиска.