logo
Pedagogika_NOVAYa-1

§ 2. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части

С античной Греции до сегодняшнего дня реализуется и развивается идея гармоничного развития личности. Средневековье предало ее забвению, но с новой силой она заблистала в эпоху Возрождения (XIV – XVI века). Идею всестороннего и гармоничного развития человека поддержали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Г. Гельвеций, Д. Дидро и другие просветители XVIII века.

В отечественной педагогике традиционная формула, раскрывающая цель воспитания подрастающих поколений, выражена словосочетанием «всестороннее гармоническое развитие личности». В свою очередь, термин «всестороннее» при его аналитическом рассмотрении включает спектр ведущих параметров формирования личности. Процесс воспитания интерпретируется как управление интеллектуальным развитием (умственное воспитание), физическим и психическим, нравственным, эстетическим. И далее – трудовой подготовкой, а также развитием экологической, экономической, политической культуры. Понятие «гармоническое» предполагает согласованное, без неравномерностей и односторонности, развитие всего спектра достоинств личности. Как общественный и личностный идеал, гармоническое развитие личности противостоит дисгармонии ее становления.

История педагогической науки свидетельствует о том, что идея гармонизации развития человека зародилась в русле философской мысли. Педагогическая наука подвергала конкретизации абстрактно-гуманистическое толкование идеи всестороннего гармонического развития личности. Но наряду с этим выдвигались и другие цели воспитания, которые вводились в ранг нормативов педагогической деятельности.

Появление социально-экономических предпосылок для всестороннего формирования личности связано со становлением общества, основанного на машинном производстве.

Сама природа крупной промышленности обусловливает необходимость перемены труда, расширения технической подготовки рабочих, совмещения профессий, ставит задачу замены частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, всесторонне развитым индивидуумом. Эта способность крупной промышленности, имеющей высокоразвитый технический базис, становится всеобщим законом общественного производства. Из этого закона следует, что сама природа крупной промышленности требует всестороннего развития не отдельных личностей, а всех людей, участвующих в общественном производстве.

Однако к обоснованию всестороннего развития личности в эпоху высокоразвитого машинного производства необходимо подходить и с другой стороны. В преобразующей мир человеческой деятельности происходит самореализация личности, ее творческое самосозидание. С этой точки зрения назначение, задача каждого человека заключается в том, чтобы всесторонне развивать все свои способности и творческие задатки.

Таким образом, и объективные потребности машинного производства, и интересы самой личности обусловливают необходимость ее всестороннего развития. Поэтому современная школа как у нас, так и за рубежом так или иначе решает задачу всестороннего развития своих воспитанников.

Новые задач перед воспитанием ставит развертывание компьютерной революции. Все это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.

Основными структурными компонентами всестороннего развития личности являются: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд (содержательный аспект обозначенных компонентов всестороннего развития личности рассмотрен в гл. 8).

Будучи идеалом воспитания, к которому стремится общество, необходимость всестороннего и гармоничного развития личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. В этом смысле она выступает как общая цель воспитания. Для школьного же воспитания необходимо, чтобы этот идеал был конкретизирован в соответствии с теми социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требует более детальной разработки его содержания и методов на каждом этапе развития общества и школы с тем, чтобы не забегать вперед и учитывать меру возможного в его осуществления. Сегодня всестороннее и гармоничное развитие личности рассматривается как идеальная цель воспитания; реальной же целью воспитания является формирование базовой культуры личности, на основе которой создается возможность ее всестороннего развития.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования конечный результат образовательной деятельности российской школы фиксируется в портрете будущего выпускника – гражданина России: