logo
Pedagogika_NOVAYa-1

Глава 4. Разработка в педагогике проблемы целей

воспитания. Формирование всесторонне и гармонично

развитой личности как основная цель современного

воспитания

§ 1. Значение целей воспитания для разработки теории

и методических основ воспитания

Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики является проблема целеобразования и целеполагания. Под целеобразованием понимаются поиски, определения и формулирование целей воспитания подрастающих поколений. Целеполагание понимается как легитимизация целей, закрепление их в официальные выражения педагогической политики государства, придания им законодательного статуса, нормативных установок.

С философской точки зрения, человеческая деятельность всегда определяется ее целью. Науковедение определяет цель как мысленное предвосхищение результата деятельности и как непосредственный мотив деятельности. Философское понятие «целесообразность» трактуется как генетически связанное с процессами целеполагания, представляющего собой существенный компонент человеческой деятельности.

Мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, условий развития педагогических систем.

Изучение динамики целевых установок в историческом контексте позволяет сделать вывод о том, что цели воспитания определяются конкретными социально-экономическими условиями и отражают потребности общества в конкретной модели человека.

История педагогики – это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно исторический характер и выражают исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.

Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Педагогический процесс – это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нет эффективной педагогической деятельности. Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Выбор целей воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики. В философии выделяются три подхода к выбору целей. Идеалистический: цели определяются целеполагающим началом, сверхъестественной силой, богом, духом, который вносит смысл в человеческую жизнь. Имманентная философия утверждает: цели определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от индивидуальной природы личности. Материалистический подход говорит: цели воспитания зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствует уровню общественного развития и педагогической системы.