logo
Pedagogika_NOVAYa-1

§ 2. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике

Анализ научной педагогической литературы показывает, что среди многоаспектных исследований, посвященных проблеме инноватики, можно выделить следующие основные направления.

1. Создание для учащегося возможностей занимать в учебном про­цессе активную (т.е. инициативную) позицию.

2. Создание в учебно-воспитательном процессе оптимальных ус­ловий для личностного развития учащихся; воспитание обучающихся в духе общечеловеческих, гуманистических ценностей, социализация де­тей и молодежи.

Сегодня разработано отечественными учеными достаточно большое число идей, концепций, подходов, углубляющих, развивающих педагогическую теорию, наполняющих ее новым содержанием. Назовем некоторые из них: концепция гуманно-личностной гармонизации (Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский); гуманистической воспитательной системы (Л.И. Новикова, Н.Е. Шуркова); культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская); представления о гуманитарной образовательной парадигме (И.А. Колесникова); личностно-развивающего обучения (З.И. Васильева, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына); стратегия педагогической поддержки и педагогики свободы (О.С. Газман, М.П. Щетинин); концепция сохранения психологического здоровья, «сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», «экологии детства» (В.Ф. Базарный, И.В. Дубровина, И. Панькова, Г.К. Селевко и др.).

В русле обозначенного направления инновационных поисков разработаны в теории и образовательной практике инновационные технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности управления учебного процесса, дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала; природосообразные технологии; технологии развивающего обучения; педагогические технологии авторских школ.

Классификация нововведений. Классификация педагогических новшеств является одной из важнейших задач педагогической инноватики. Знание нововведений позволит учителю выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества; понять его общие и отличительные особенности по сравнению с другими новшествами; обосновано выбрать необходимое новое для освоения; разобрать педагогически обоснованную технологию его освоения, учитывающую специфику нововведения.

Следует отметить, что общепризнанной системы классификации нововведений в образовании пока не создано. Теоретический и практический интерес представляет классификация нововведений, предложенная М.М.Поташником (см. табл.3).

Таблица 3