logo
Pedagogika_NOVAYa-1

§ 4. Система педагогических научных дисциплин

Успех современных педагогических исследований во многом обусловлен тем, что сегодня педагогика представляет собой науку, теснейшими узами связанную со многими (практически со всеми) сферами человеческого знания, но, прежде всего, с теми науками, которые изучают человека во всем разнообразии его бытия. При этом педагогика остается самостоятельной наукой, имеющей огромное значение в решении архиважной задачи – воспитание человека, гражданина, творца как целостной человеческой личности.

Педагогика использует материалы и данные других наук на основе строгого их отбора, специальной педагогической переработки, с обязательным определением границ и условий применения их как в теории, так и в практике.

Следует отметить и разветвленность современной педагогической науки, связанную с тем, что на основе базовой научной дисциплины (ею является общая педагогика) разрабатываются отдельные направления, имеющие свою специфику, но подчиняющиеся общим педагогическим законам.

Традиционно общая педагогика включает в себя следующие разделы: общие основы педагогики; теория обучения (дидактика); теория и методика воспитания; история образования и педагогической мысли; управление образовательными системами. Расширение границ педагогического пространства, сферы педагогического влияния обусловило появление других важных направлений в педагогической науке. Речь идет о возрастной педагогике, педагогике коррекционной и социальной, предшкольной и дошкольной педагогике, семейной педагогике, частных методиках и о серии так называемой отраслевой педагогики (военная, производственная, спортивная и т.д.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается: появление новых отраслей обусловлено развитием общества и научного знания. Так, сегодня развиваются такие направления, как педагогика взрослых – андрагогика; тифлопедагогика – воспитание слепых детей; сурдопедагогика – воспитание глухих детей; олигофренопедагогика – работа с умственно отсталыми детьми; сравнительная педагогика – анализирует образование в разных странах; пенитенциарная педагогика изучает вопросы воспитания людей в местах заключения. Важное место отводится социальной и коррекционной педагогике.

Такова внутренняя система педагогических наук, которая неизменно развивается.