Глава 25. Функции внутришкольного управления § 1. Планирование как функция управления школой
Основой управленческой деятельности выступает подготовка и принятие управленческих решений, т.е. планирование. Планирование направлено на снижение эффекта неопределенности деятельности школы, а также на обозначение путей достижения поставленных целей. Составными компонентами планирования являются анализ, целеполагание, выработка системы мер по реализации целей.
Основное назначение педагогического анализа, по мнению Ю.А.Конаржевского, заключается в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы95.
Различают следующие виды анализа: параметрический анализ (направляет на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его), тематический анализ (направлен на изучение тех или иных составляющих педагогического процесса: система работы учителей по воспитанию нравственной, экологической культуры учащихся, информатизация обучения; использование инновационных педагогических технологий и др.); итоговый анализ (охватывает значительные временные и содержательные рамки – учебная четверть, полугодие, учебный год и направлен на изучение основных результатов и факторов, влияющих на них).
Педагогический анализ предполагает определенную последовательность действий: анализ результатов → выявление совокупности факторов, определяющих эффективность полученного результата, → установление причин недостатков и положительных сторон анализируемого объекта (урока, внеклассного мероприятия и др.).
Данные, полученные в результате проведения анализа, выступают основой формулировки целей. Цель управления определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Целеполагание связано с определенными правилами работы с целями. 1. Цели должны быть конкретными, т.е. содержать требуемые конечные результаты, которые необходимо достичь. 2. Цели должны быть реальными, т.е. достижимыми, что связано с возможностями ресурсного обеспечения школы. 3. Цели должны быть взаимоподдерживающими, т.е. достижение одних целей не должно препятствовать достижению других, для чего необходимо ранжировать цели по значимости. 4. Цели должны быть четко сформулированы, что мобилизует сотрудников школы на их выполнение. 5. Цели должны быть операционально заданными,
чтобы была возможность сопоставления с ними реально полученных результатов.
Поскольку управленческая деятельность достаточно сложна и состоит из целой совокупности управленческих процессов, то и цель ее также является достаточно сложной. Она распадается на целую группу более частных целей (задач). В этой связи процесс целеполагания связан с построением «дерева целей», в котором общую (генеральную) цель представляют в виде конкретных частных целей, служащих средством реализации генеральной цели.
Определив цели, необходимо разработать систему обоснованных мер, обеспечивающих их достижение. Для этого следует: определить основные виды деятельности коллектива школы по реализации целей, оценить затраты времени на их осуществление, определить ресурсы, необходимые для выполнения каждого вида деятельности, указать сроки выполнения каждого действия и назначить ответственных.
Результатом осуществления функции планирования является создание плана, сбалансированного по действиям, срокам, исполнителям, ресурсам.
В менеджменте в зависимости от целевого назначения и временного периода осуществления выделяют три вида планирования: стратегическое (долгосрочное), тактическое (среднесрочное) и оперативное (краткосрочное) планирование.
Стратегическое планирование ориентировано на длительный период времени (как правило на 3-5 лет). Специфическими признаками этого вида планирования являются: направленность на достижение наиболее важных для будущего школы целей и задач; своеобразие исходных принципов (четкое видение и формирование целей развития школы) и основных функций (обеспечение нововведений и изменений в школе); наличие магистральных направлений развития - стратегии развития. Различают следующие группы эталонных стратегий: стратегия роста, заключающиеся в совершенствовании деятельности школы по реализуемым направлениям, не меняя сферы деятельности; стратегия диверсификации (разнообразия), предполагающая изменение деятельности школы и значительное расширение спектра оказываемых ей услуг; стратегия сокращения, реализуемая в ситуации необходимости перераспределения сил внутри школы для успешной ее адаптации к изменившимися условиям внешней среды. В результате стратегического планирования создается программа (план) развития школы.
Тактическое планирование осуществляется на среднесрочный период (как правило – 1 год). Его основное назначение заключается в определении тактики распределения ресурсов школы для достижения стратегических целей. Если стратегическое планирование отвечает на вопрос – что является нашими приоритетами деятельности, то тактическое – как нам реализовать эти приоритеты и достичь выполнения стратегических целей. Тактическое планирование в школе осуществляется в процессе разработки годового плана. Годовой план школы, как показано в работах Т.И.Третьякова, Т.И.Шамовой, имеет следующую структуру: 1). Анализ итогов работы школы за прошедший учебный год, цели и задачи на новый учебный год. 2). Работа коллектива школы по выполнению всеобуча. 3). Деятельность педагогического коллектива по повышению качества образовательного процесса. 4). Взаимодействие школы с семьей и общественностью по воспитанию учащихся. 5). Работа с педагогическими кадрами. 6). Внутришкольный контроль. 7). Административно-хозяйственная работа. 8). Организационно-педагогические мероприятия (тематика заседаний Совета школы, педагогического совета, производственных совещаний и др.).
Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (от одного дня до несколько месяцев). Оперативные планы разрабатываются каждым сотрудником школы на основе годового плана.
Совокупность стратегических, тактических и оперативных планов представляет собой систему внутришкольного планирования.
- Предисловие
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
- § 1. Актуальность проблемы профессиональной подготовки педагогов и новые подходы к ее решению
- §2. Особенности и основные функции педагогической профессии. Типология современных педагогических профессий
- §3. Профессиональная деятельность и личность педагога.
- §4. Профессиональная компетентность, компетенции, умения и мастерство педагога
- §5. Роль учительства в качественном развитии современного образования
- § 6. Профессиональная подготовка педагога. Самообразование как условие профессионального развития личности педагога
- Раздел п. Общие основы педагогики Глава п. Педагогика как наука § 1. Общее представление о педагогике как науке
- § 2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- § 3. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
- § 4. Система педагогических научных дисциплин
- § 5. Связь педагогики с другими науками и сферами деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 3. Методология педагогики и методы педагогических исследований § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
- § 2. Философские основания педагогики
- § 3. Методологические принципы педагогических исследований
- § 4. Логика научно-педагогического исследования
- § 5. Методы и методика педагогического исследования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 4. Разработка в педагогике проблемы целей
- § 2. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части
- § 3. Реализация целевых установок воспитания в практической
- § 4. Цели воспитания в мировой практике
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Теории развития личности
- § 3. Научная трактовка проблемы основных факторов развития личности
- Основные подструктуры личности и виды их формирования (по к.К. Платонову)
- § 4. Роль активности личности в собственном развитии. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
- § 5. Возрастные периоды развития и воспитания личности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 6. Целостный педагогический процесс § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
- § 2. Сущность педагогического процесса
- § 3. Структура педагогического процесса
- § 4. Движущие силы педагогического процесса
- § 5. Закономерности и принципы педагогического процесса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?
- Раздел III. Теория и методика воспитания Глава 7. Воспитание в целостном педагогическом процессе § 1. Сущность воспитания и его особенности
- § 2. Общие закономерности и принципы воспитания
- § 3. Современная отечественная концепция воспитания
- § 4. Критерии эффективности воспитательного процесса
- § 5. Самовоспитание и перевоспитание
- § 6. Зарубежные модели воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 8. Методы и средства воспитания § 1. Основные понятия и классификация методов воспитания
- § 2. Методы формирования сознания личности
- § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 9. Содержание и средства воспитания учащихся § 1. Понятие о содержании воспитания
- § 2. Формирование мировоззрения школьников
- 2.1. Сущность, назначение, функции мировоззрения
- 2.2. Воспитательная функция религии
- § 3. Умственное воспитание
- § 4. Гражданское воспитание
- Работаем с первоисточниками
- § 5. Экономическое воспитание
- § 6. Экологическое воспитание
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 7. Духовно-нравственное воспитание
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Содержание и методы духовно-нравственного воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 7.3. Критерии нравственной воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 8. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 9. Эстетическое воспитание
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Сущность, задачи, система эстетического воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 9.3. Критерии эстетической воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 10. Физическое воспитание
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 11. Организация самовоспитания учащихся
- 11.1. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация
- 11.2. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы
- 11.3. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 10. Коллектив как объект и субъект воспитания § 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Воспитательные функции детского коллектива
- § 2. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
- § 3. Этапы и уровни развития детского коллектива
- § 4. Основные условия развития детского коллектива
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 11. Воспитательные системы § 1. Понятие о воспитательной системе. Структура и этапы развития воспитательной системы школы
- § 2. Отечественные и зарубежные воспитательные системы
- § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
- § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел IV. Дидактика Глава 12. Дидактика как наука, ее объект, предмет и функция § 1. Развитие представлений о дидактике как науке
- § 2. Предмет и задачи дидактики
- § 3. Основные категориальные понятия дидактики
- § 4. Связь дидактики с другими науками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 13. Развитие основных дидактических концепций § 1. Сущность и классификация дидактических концепций
- § 2. Дидактическая теория и.Ф. Гербарта как основа деятельности традиционной школы
- § 3. Педоцентристская дидактика
- § 4. Современная дидактическая система
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 14. Цели и содержание общего образования
- § 1. Таксономия целей обучения
- § 2. Содержание образования
- § 3. Принципы построения содержания образования
- § 4. Требования к содержанию образования
- § 5. Обновление содержания образования
- § 6. Федеральный государственный образовательный стандарт
- § 7. Учебные программы, учебники, учебные пособия
- Работа с первоисточником
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 15. Процесс обучения § 1. Сущность процесса обучения и его функции
- § 2. Философские и психологические основы обучения. Движущие силы процесса обучения
- § 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- § 4. Логика учебного процесса и его структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 16. Принципы обучения § 1. Понятие «принципы обучения»
- § 2. Система принципов обучения и их характеристика
- § 3. Реализация дидактических принципов в предметных методиках
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 17. Виды обучения и их характеристика § 1. Понятие о видах обучения и их отличительные особенности
- § 2. Метод сократической беседы как вид обучения
- § 3. Догматическое обучение
- § 4. Объяснительно-иллюстративное обучение
- § 5. Программированное обучение
- § 6. Алгоритмизированное обучение
- § 7. Дистанционное обучение
- § 8. Проблемное обучение
- §9. Развивающее обучение
- §10. Личностно-ориентированное обучение
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 18. Инновационные образовательные процессы § 1. Сущность инновационных процессов в образовании. Факторы, обусловливающие необходимость в инновационной педагогическойдеятельности
- § 2. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
- Типы нововведений в школе (по м.М.Поташнику)
- § 3. Структура инновационного процесса и закономерности его протекания
- § 4. Критерии внедрения педагогических новшеств в образовательный процесс
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 19. Методы обучения § 1. Понятие о методах обучения. Функции методов обучения
- § 2. Классификация методов обучения
- § 3. Методы обучения по источнику знаний
- 3.1. Словесные методы
- 3.2. Наглядные методы
- 3.3. Практические методы
- § 4. Методы обучения по характеру познавательной деятельности
- § 5. Выбор методов обучения. Основные направления модернизации традиционных и разработки новых методов обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 20. Средства обучения § 1. Понятие «средства обучения». Функции средств обучения
- § 2. Классификация средств обучения
- § 3. Компьютеры в обучении. Информатизация образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 21. Формы организации обучения § 1. Понятие о формах организации обучения. Исторически известные и современные формы обучения
- § 2. Урок, его структура и типы
- К многокомпонентному уроку
- § 3. Многообразие форм организации обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 22. Система контроля и оценка результатов обучения § 1. Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся
- § 2. Функции контроля
- § 3. Виды и методы контроля
- § 4. Учет учебной работы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел V. Управление образовательными системами Глава 23. Система образования в России § 1. Принципы государственной политики в области образования
- § 2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием
- § 3. Образовательные учреждения, их типы, виды, организационная структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 24. Научные основы управления образовательными системами § 1. Сущность управления образовательными системами
- § 2. Государственно-общественный характер управления образованием
- § 3. Закономерности и принципы управления образовательными системами
- § 4. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 25. Функции внутришкольного управления § 1. Планирование как функция управления школой
- § 2. Функции организации и мотивации в управлении школой
- § 3. Внутришкольный контроль в управлении
- § 4. Управленческая культура руководителя школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Педагогический коллектив школы и его особенности
- § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
- § 4. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература