§ 4. Объяснительно-иллюстративное обучение
На смену догматическому обучению пришел новый более совершенный тип обучения - объяснительно-иллюстративный. Элементы его зародились под влиянием требований производства в недрах догматического обучения, с которыми он сосуществовал на протяжении многих десятилетий, отвоевывая постепенно одну позицию за другой. Впервые научно-теоретическое обоснование нового вида обучения было дано Я.А. Коменским (1598—1670), который по праву считается основоположником этого нового вида обучения. Методологической основой объяснительно-иллюстративного обучения является теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). В процессе исторического развития теории и практики обучения углублялись и расширялись его теоретико-методологические основы, совершенствовалась структура этого вида обучения, методы и формы его организации. В своих основных чертах объяснительно-иллюстративный вид обучения сложился в начале XX в.
Этот вид обучения характеризуется, прежде всего, стремлением преодолеть догматизм путем объяснения учителем, чтобы дети вначале поняли новый материал, а потом уже заучивали его. Поэтому этот вид обучения получил в научной литературе название «объяснительный». В ходе обучения учитель дает не только готовые научные истины, но и их объяснение, комментарии, доказательства. Чтобы дети лучше понимали излагаемое, широко привлекается наглядность. Таким образом, на первом этапе протекания объяснительно-иллюстративного обучения появляются такие новые элементы, как объяснение и наглядность, что было большим шагом вперед в развитии обучения.
Обозначенные прогрессивные изменения в первом звене объяснительно-иллюстративного обучения вызвали большие изменения и во втором его структурном элементе, связанном с деятельностью ученика по усвоению знания.
Деятельность ученика уже не сводится по сравнению с догматическим видом обучения к механическому заучиванию: школьники должны сначала хорошо понять, осмыслить изложенный материал, а потом его уже запомнить. Итак, понимание учащимися излагаемого материала — следующая характерная отличительная черта объяснительно-иллюстративного обучения. Прогрессивные изменения произошли и в третьем структурном звене объяснительно-иллюстративного обучения — в воспроизведении знаний: наряду с дословным воспроизведением, которое было характерно для догматического обучения, теперь широко применялось воспроизведение знаний своими словами (это третья отличительная черта объяснительно-иллюстративного обучения). Появилось и четвертое звено в структуре учебного процесса — применение знаний. С этой целью широко использовались различные виды самостоятельных работ учащихся: задачи, упражнения, изложения и т. д.
Педагогическая оценка объяснительно-иллюстративного обучения. Достоинством этого вида обучения является то, что он обеспечивает быстрое и прочное усвоение информации и овладение способами практических действий; систематичность; экономичность с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, умении и навыков.
Недостатки объяснительно-иллюстративного обучения. К ним относятся прежде всего ориентация этого вида обучения в основном только на репродуктивное усвоение учащимися знаний, умении и навыков; учебный процесс требует от учащихся главным образом воспроизводящего типа мышления; творческое мышление функционирует крайне недостаточно. В этих условиях слабо реализуется развивающая функция обучения. В конечном итоге этот вид обучения готовит хороших исполнителей, но не творческих работников (многие ученые называют этот вид обучения объяснительно-репродуктивным).
- Предисловие
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
- § 1. Актуальность проблемы профессиональной подготовки педагогов и новые подходы к ее решению
- §2. Особенности и основные функции педагогической профессии. Типология современных педагогических профессий
- §3. Профессиональная деятельность и личность педагога.
- §4. Профессиональная компетентность, компетенции, умения и мастерство педагога
- §5. Роль учительства в качественном развитии современного образования
- § 6. Профессиональная подготовка педагога. Самообразование как условие профессионального развития личности педагога
- Раздел п. Общие основы педагогики Глава п. Педагогика как наука § 1. Общее представление о педагогике как науке
- § 2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- § 3. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
- § 4. Система педагогических научных дисциплин
- § 5. Связь педагогики с другими науками и сферами деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 3. Методология педагогики и методы педагогических исследований § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
- § 2. Философские основания педагогики
- § 3. Методологические принципы педагогических исследований
- § 4. Логика научно-педагогического исследования
- § 5. Методы и методика педагогического исследования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 4. Разработка в педагогике проблемы целей
- § 2. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части
- § 3. Реализация целевых установок воспитания в практической
- § 4. Цели воспитания в мировой практике
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Теории развития личности
- § 3. Научная трактовка проблемы основных факторов развития личности
- Основные подструктуры личности и виды их формирования (по к.К. Платонову)
- § 4. Роль активности личности в собственном развитии. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
- § 5. Возрастные периоды развития и воспитания личности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 6. Целостный педагогический процесс § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
- § 2. Сущность педагогического процесса
- § 3. Структура педагогического процесса
- § 4. Движущие силы педагогического процесса
- § 5. Закономерности и принципы педагогического процесса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?
- Раздел III. Теория и методика воспитания Глава 7. Воспитание в целостном педагогическом процессе § 1. Сущность воспитания и его особенности
- § 2. Общие закономерности и принципы воспитания
- § 3. Современная отечественная концепция воспитания
- § 4. Критерии эффективности воспитательного процесса
- § 5. Самовоспитание и перевоспитание
- § 6. Зарубежные модели воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 8. Методы и средства воспитания § 1. Основные понятия и классификация методов воспитания
- § 2. Методы формирования сознания личности
- § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 9. Содержание и средства воспитания учащихся § 1. Понятие о содержании воспитания
- § 2. Формирование мировоззрения школьников
- 2.1. Сущность, назначение, функции мировоззрения
- 2.2. Воспитательная функция религии
- § 3. Умственное воспитание
- § 4. Гражданское воспитание
- Работаем с первоисточниками
- § 5. Экономическое воспитание
- § 6. Экологическое воспитание
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 7. Духовно-нравственное воспитание
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Содержание и методы духовно-нравственного воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 7.3. Критерии нравственной воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 8. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 9. Эстетическое воспитание
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Сущность, задачи, система эстетического воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 9.3. Критерии эстетической воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 10. Физическое воспитание
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 11. Организация самовоспитания учащихся
- 11.1. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация
- 11.2. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы
- 11.3. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 10. Коллектив как объект и субъект воспитания § 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Воспитательные функции детского коллектива
- § 2. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
- § 3. Этапы и уровни развития детского коллектива
- § 4. Основные условия развития детского коллектива
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 11. Воспитательные системы § 1. Понятие о воспитательной системе. Структура и этапы развития воспитательной системы школы
- § 2. Отечественные и зарубежные воспитательные системы
- § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
- § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел IV. Дидактика Глава 12. Дидактика как наука, ее объект, предмет и функция § 1. Развитие представлений о дидактике как науке
- § 2. Предмет и задачи дидактики
- § 3. Основные категориальные понятия дидактики
- § 4. Связь дидактики с другими науками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 13. Развитие основных дидактических концепций § 1. Сущность и классификация дидактических концепций
- § 2. Дидактическая теория и.Ф. Гербарта как основа деятельности традиционной школы
- § 3. Педоцентристская дидактика
- § 4. Современная дидактическая система
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 14. Цели и содержание общего образования
- § 1. Таксономия целей обучения
- § 2. Содержание образования
- § 3. Принципы построения содержания образования
- § 4. Требования к содержанию образования
- § 5. Обновление содержания образования
- § 6. Федеральный государственный образовательный стандарт
- § 7. Учебные программы, учебники, учебные пособия
- Работа с первоисточником
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 15. Процесс обучения § 1. Сущность процесса обучения и его функции
- § 2. Философские и психологические основы обучения. Движущие силы процесса обучения
- § 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- § 4. Логика учебного процесса и его структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 16. Принципы обучения § 1. Понятие «принципы обучения»
- § 2. Система принципов обучения и их характеристика
- § 3. Реализация дидактических принципов в предметных методиках
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 17. Виды обучения и их характеристика § 1. Понятие о видах обучения и их отличительные особенности
- § 2. Метод сократической беседы как вид обучения
- § 3. Догматическое обучение
- § 4. Объяснительно-иллюстративное обучение
- § 5. Программированное обучение
- § 6. Алгоритмизированное обучение
- § 7. Дистанционное обучение
- § 8. Проблемное обучение
- §9. Развивающее обучение
- §10. Личностно-ориентированное обучение
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 18. Инновационные образовательные процессы § 1. Сущность инновационных процессов в образовании. Факторы, обусловливающие необходимость в инновационной педагогическойдеятельности
- § 2. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
- Типы нововведений в школе (по м.М.Поташнику)
- § 3. Структура инновационного процесса и закономерности его протекания
- § 4. Критерии внедрения педагогических новшеств в образовательный процесс
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 19. Методы обучения § 1. Понятие о методах обучения. Функции методов обучения
- § 2. Классификация методов обучения
- § 3. Методы обучения по источнику знаний
- 3.1. Словесные методы
- 3.2. Наглядные методы
- 3.3. Практические методы
- § 4. Методы обучения по характеру познавательной деятельности
- § 5. Выбор методов обучения. Основные направления модернизации традиционных и разработки новых методов обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 20. Средства обучения § 1. Понятие «средства обучения». Функции средств обучения
- § 2. Классификация средств обучения
- § 3. Компьютеры в обучении. Информатизация образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 21. Формы организации обучения § 1. Понятие о формах организации обучения. Исторически известные и современные формы обучения
- § 2. Урок, его структура и типы
- К многокомпонентному уроку
- § 3. Многообразие форм организации обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 22. Система контроля и оценка результатов обучения § 1. Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся
- § 2. Функции контроля
- § 3. Виды и методы контроля
- § 4. Учет учебной работы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел V. Управление образовательными системами Глава 23. Система образования в России § 1. Принципы государственной политики в области образования
- § 2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием
- § 3. Образовательные учреждения, их типы, виды, организационная структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 24. Научные основы управления образовательными системами § 1. Сущность управления образовательными системами
- § 2. Государственно-общественный характер управления образованием
- § 3. Закономерности и принципы управления образовательными системами
- § 4. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 25. Функции внутришкольного управления § 1. Планирование как функция управления школой
- § 2. Функции организации и мотивации в управлении школой
- § 3. Внутришкольный контроль в управлении
- § 4. Управленческая культура руководителя школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Педагогический коллектив школы и его особенности
- § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
- § 4. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература