logo
Pedagogika_NOVAYa-1

§9. Развивающее обучение

Идеи развивающего обучения разработаны Л.В. Занковым, В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным. В разработке этой системы обучения Л.В. Занков исходил из положения Л.С. Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Он показал, каким должно быть обучение, чтобы оно могло вести за собой развитие.

Система обучения, ведущего за собой развитие, опирается на раз­работанные учеными дидактические принципы. В отличие от традици­онных дидактических принципов они направлены на достижение обще­го развития школьников, которое обеспечивает и формирование знаний. Принципы таковы:

  1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обу­чении.

  2. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

  3. Принцип обучения быстрым темпом.

  4. Принцип осознания школьниками процесса учения.

  5. Принцип целенаправленной и систематической работы над об­щим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

Особое значение придается принципу обучения на высоком уровне трудности.

В системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова ученик рассматривается не как объект, а как самоизменяющийся субъект учения. Зна­ния, умения и навыки − лишь средство развития ученика, а не самоцель.

Цель образования — это развитие ученика, воспитание субъекта собственной жизни, т.е. способного ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

Основные положения системы Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова:

  1. формирование элементов теоретического мышления;

  1. развитие способности к осознанному и целенаправленному управлению учащихся своим поведением;

  1. формирование активной познавательной деятельности;

  1. развитие способности к дедукции, т.е. в обучении идти от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

В системе Эльконина — Давыдова мож­но выделить три составляющие разви­вающего обучения: постановку учебной задачи; совместное ее решение; оценку найденного способа действия.