logo
Pedagogika_NOVAYa-1

§ 4. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся

При выборе форм и методов работы педагогов с родителями учащихся следует помнить о некоторых психолого-педагогических правилах, изложенных в учебнике В.А. Сластёнина: 1. В основе работы школы и классного руководителя с семьёй и общественностью должны лежать действия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. 2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. 3. Педагогический такт, недопустимость грубого и неосторожного вмешательства в жизнь семьи. 4. Опора на положительные качества ребёнка, ориентация на возможность успешного развития личности, оптимистический настрой в прогнозировании результатов совместной деятельности. 5. Установление доверительных контактов с родителями.

Работа школы с семьёй осуществляется в рамках двух основных форм: коллективной и индивидуальной. К коллективным формам относятся: педагогический лекторий, предполагающий ознакомление родителей с основами теории воспитания; поклассный педагогический всеобуч, закладывающий педагогически и социально зрелое отношение родителей к школе, к работе педагогического коллектива, ко всей жизнедеятельности школы; университеты педагогических знаний для родителей, школы молодых родителей, предполагающие более серьёзные и сложные формы овладения родителями теоретических основ воспитания и обучения; научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания; дни открытых дверей или родительский день в школе; классные родительские собрания.

К индивидуальным формам работы с родителями (а им принадлежит ведущая роль) следует отнести посещение семьи классным руководителем, школьными психологом и социальным педагогом, педагогические поручения, предполагающие активную воспитательную позицию родителей, педагогические консультации родителей, результатом которых должны стать научно обоснованные рекомендации.