Раздел п. Общие основы педагогики Глава п. Педагогика как наука § 1. Общее представление о педагогике как науке
Среди многих наук, занимающихся изучением человека, есть только одна, для которой «человек – это предмет воспитания» (К.Д. Ушинский), которая исследует становление, развитие, воспитание человека, формирование его как личности, – это педагогика, наука об образовании, обучении и воспитании. Свое название педагогика получила от греческих слов «пайд» (дитя) и «аго» – (вести). «Педагогос» в дословном переводе означает «детоводитель», «дитяведение», «детоводство» (в Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал сына своего хозяина в школу). С развитием общества, в связи с переоценкой социальной роли педагога было по-новому осмыслено и само понятие: слово «педагог» стало употребляться для обозначения искусства вести ребенка по жизни, то есть обучать, воспитывать, развивать духовно и физически. От этого слова и получила свое название наука о воспитании – педагогика.
Педагогика – наука развивающаяся, постоянно совершенствующаяся. Об этом свидетельствует многовековая история становления и развития педагогической науки. Корни ее уходят в глубокое прошлое, когда на заре человечества передача социального опыта от старшего поколения к младшему происходило интуитивно, основываясь на желании выжить в суровых условиях борьбы со стихией. Позднее, с появлением дописьменной народной педагогики (термин «народная педагогика» был введен в научный оборот К.Д. Ушинским во второй половине XIX века), нравственные заповеди как результат оформления основанной на опыте педагогической мысли получили распространение у различных народов в виде пословиц, поговорок и других форм фольклора – устного народного творчества.
В течение нескольких веков, предшествующих новой эре, педагогические обобщения были сделаны известными философами-мыслителями Сократом (469-399 гг. до н.э.), Платоном (427-347 гг. до н.э.), Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Достаточно длительное время педагогическое знание находилось в руках деятелей церкви: Августин (354-430 гг. до н.э.), Фома Аквинский (1225-1274 гг. до н.э.) обогатили педагогическую теорию новыми идеями в основном догматического характера.
Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв. н.э.) внесла в сферу педагогических идей гуманистическую струю, с реализацией главенствующей в трудах педагогов этого времени воспитательной цели – формирование гармонически и всесторонне развитой личности. Эти идеи нашли свое отражение в трудах итальянца Витторино-да-Фельтре (1378-1446), французов Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишеля Монтеня (1533-1592), англичанина Томаса Мора (1478-1535) и голландца Эразма Роттердамского (1469-1536).
Теоретические философские труды и педагогический практический опыт, накопленный человечеством, позволили выделить педагогику из философии и оформить ее как самостоятельную науку. Это сделал великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), которого и принято называть основоположником педагогической науки. Многие его идеи не утратили своей актуальности и значения до сих пор и являются золотым фондом педагогической теории.
Дальнейшее развитие педагогической науки связано с плеядой замечательных мыслителей, таких как Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Д. Локк, А. Дистервег, Роберт Оуэн и др. Весомый вклад в научное осмысление педагогических явлений и закономерностей внесли К.Маркс и Ф. Энгельс.
В России педагогическая мысль развивалась достаточно равномерно: от идей народной педагогики до серьезного научного осознания. Толчком к интенсивному развитию культуры и просвещения в русском государстве явилось принятие христианства (988 г.), и уже в XI веке появилось «Поучение Владимира Мономаха детям», педагогические сборники «Изамрагд», «Златоуст», «Златоструй» и позднее «Домострой» (XVI в.).
Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес великий русский ученый М.В. Ломоносов; много ценных педагогических идей находим мы в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Однако основателем научной педагогики в России по праву считается К.Д. Ушинский, продолживший традиции русского просветительства, направленные на поиски педагогических решений социально-политических проблем, который рассматривал педагогику не только как науку, но и как искусство.
Современная педагогическая наука опирается на идеи Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля, основывается на педагогическом наследии П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, использует результаты исследований П.П. Блонского, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера, М.С. Скаткина, Д.Б. Эльконина и многих других талантливых педагогов, обогативших педагогическую теорию и практику, среди которых педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвили, Т.И. Гончарова, Е.Н. Ильин, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.
В последние годы в системе образования России происходят следующие существенные изменения: идет процесс диверсификации образовательных учреждений; обновляется содержание образования; осваиваются и внедряются новые технологии обучения и воспитания; вводится уровневая система образования; разработаны и вводятся в образовательную практику новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего и высшего профессионального образования; «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.; внедряются новые программы по воспитанию.
Вместе с тем ряд проблем, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, не может не вызывать тревогу родителей, учителей, общественности. Достаточно перечислить лишь некоторые современные проблемы, чтобы понять необходимость принятия продуманных и обоснованных мер, способных изменить сложившуюся в образовательном пространстве ситуацию. Вот они, эти проблемы: увеличивается количество беспризорных детей; молодеет преступность; растет употребление наркотиков, распространяется детский алкоголизм; ухудшается воспитание детей в семье, российская семья переживает глубокий кризис; вызывают тревогу проблемы духовно-нравственного и полового воспитания; растет антипатриотическое и одновременно националистическое настроение определенной части молодежи; приобретает искаженные социальные формы жизненная ориентация детей и подростков.
Все это говорит о том, что традиционная система отечественного образования была не готова и не могла эффективно решать поставленные перед ней задачи. Поэтому была разработана и принята концепция модернизации российского образования.
Модернизация осуществляется по трем, выделенным как наиболее значимым, направлениям: доступность образования; высокое качество образования; эффективность образования.
Реализация этих основных направлений и задач модернизации образования нашла глубокое отражение в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), внедрение которой изменит отношение к образованию, педагогике и психолого-педагогической подготовке будущего учителя. Практически наступает новый этап осмысления сущности педагогической науки и образования, от качества которых зависят место государства в глобальном мире, возможности развития страны, ее национальная безопасность. Ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций, развитие таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, что позволит специалисту поддерживать свою конкурентоспособность в условиях глобального рынка.
- Предисловие
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
- § 1. Актуальность проблемы профессиональной подготовки педагогов и новые подходы к ее решению
- §2. Особенности и основные функции педагогической профессии. Типология современных педагогических профессий
- §3. Профессиональная деятельность и личность педагога.
- §4. Профессиональная компетентность, компетенции, умения и мастерство педагога
- §5. Роль учительства в качественном развитии современного образования
- § 6. Профессиональная подготовка педагога. Самообразование как условие профессионального развития личности педагога
- Раздел п. Общие основы педагогики Глава п. Педагогика как наука § 1. Общее представление о педагогике как науке
- § 2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- § 3. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
- § 4. Система педагогических научных дисциплин
- § 5. Связь педагогики с другими науками и сферами деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 3. Методология педагогики и методы педагогических исследований § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
- § 2. Философские основания педагогики
- § 3. Методологические принципы педагогических исследований
- § 4. Логика научно-педагогического исследования
- § 5. Методы и методика педагогического исследования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 4. Разработка в педагогике проблемы целей
- § 2. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части
- § 3. Реализация целевых установок воспитания в практической
- § 4. Цели воспитания в мировой практике
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Теории развития личности
- § 3. Научная трактовка проблемы основных факторов развития личности
- Основные подструктуры личности и виды их формирования (по к.К. Платонову)
- § 4. Роль активности личности в собственном развитии. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
- § 5. Возрастные периоды развития и воспитания личности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 6. Целостный педагогический процесс § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
- § 2. Сущность педагогического процесса
- § 3. Структура педагогического процесса
- § 4. Движущие силы педагогического процесса
- § 5. Закономерности и принципы педагогического процесса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?
- Раздел III. Теория и методика воспитания Глава 7. Воспитание в целостном педагогическом процессе § 1. Сущность воспитания и его особенности
- § 2. Общие закономерности и принципы воспитания
- § 3. Современная отечественная концепция воспитания
- § 4. Критерии эффективности воспитательного процесса
- § 5. Самовоспитание и перевоспитание
- § 6. Зарубежные модели воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 8. Методы и средства воспитания § 1. Основные понятия и классификация методов воспитания
- § 2. Методы формирования сознания личности
- § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 9. Содержание и средства воспитания учащихся § 1. Понятие о содержании воспитания
- § 2. Формирование мировоззрения школьников
- 2.1. Сущность, назначение, функции мировоззрения
- 2.2. Воспитательная функция религии
- § 3. Умственное воспитание
- § 4. Гражданское воспитание
- Работаем с первоисточниками
- § 5. Экономическое воспитание
- § 6. Экологическое воспитание
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 7. Духовно-нравственное воспитание
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Содержание и методы духовно-нравственного воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 7.3. Критерии нравственной воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 8. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 9. Эстетическое воспитание
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Сущность, задачи, система эстетического воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 9.3. Критерии эстетической воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 10. Физическое воспитание
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 11. Организация самовоспитания учащихся
- 11.1. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация
- 11.2. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы
- 11.3. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 10. Коллектив как объект и субъект воспитания § 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Воспитательные функции детского коллектива
- § 2. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
- § 3. Этапы и уровни развития детского коллектива
- § 4. Основные условия развития детского коллектива
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 11. Воспитательные системы § 1. Понятие о воспитательной системе. Структура и этапы развития воспитательной системы школы
- § 2. Отечественные и зарубежные воспитательные системы
- § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
- § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел IV. Дидактика Глава 12. Дидактика как наука, ее объект, предмет и функция § 1. Развитие представлений о дидактике как науке
- § 2. Предмет и задачи дидактики
- § 3. Основные категориальные понятия дидактики
- § 4. Связь дидактики с другими науками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 13. Развитие основных дидактических концепций § 1. Сущность и классификация дидактических концепций
- § 2. Дидактическая теория и.Ф. Гербарта как основа деятельности традиционной школы
- § 3. Педоцентристская дидактика
- § 4. Современная дидактическая система
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 14. Цели и содержание общего образования
- § 1. Таксономия целей обучения
- § 2. Содержание образования
- § 3. Принципы построения содержания образования
- § 4. Требования к содержанию образования
- § 5. Обновление содержания образования
- § 6. Федеральный государственный образовательный стандарт
- § 7. Учебные программы, учебники, учебные пособия
- Работа с первоисточником
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 15. Процесс обучения § 1. Сущность процесса обучения и его функции
- § 2. Философские и психологические основы обучения. Движущие силы процесса обучения
- § 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- § 4. Логика учебного процесса и его структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 16. Принципы обучения § 1. Понятие «принципы обучения»
- § 2. Система принципов обучения и их характеристика
- § 3. Реализация дидактических принципов в предметных методиках
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 17. Виды обучения и их характеристика § 1. Понятие о видах обучения и их отличительные особенности
- § 2. Метод сократической беседы как вид обучения
- § 3. Догматическое обучение
- § 4. Объяснительно-иллюстративное обучение
- § 5. Программированное обучение
- § 6. Алгоритмизированное обучение
- § 7. Дистанционное обучение
- § 8. Проблемное обучение
- §9. Развивающее обучение
- §10. Личностно-ориентированное обучение
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 18. Инновационные образовательные процессы § 1. Сущность инновационных процессов в образовании. Факторы, обусловливающие необходимость в инновационной педагогическойдеятельности
- § 2. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
- Типы нововведений в школе (по м.М.Поташнику)
- § 3. Структура инновационного процесса и закономерности его протекания
- § 4. Критерии внедрения педагогических новшеств в образовательный процесс
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 19. Методы обучения § 1. Понятие о методах обучения. Функции методов обучения
- § 2. Классификация методов обучения
- § 3. Методы обучения по источнику знаний
- 3.1. Словесные методы
- 3.2. Наглядные методы
- 3.3. Практические методы
- § 4. Методы обучения по характеру познавательной деятельности
- § 5. Выбор методов обучения. Основные направления модернизации традиционных и разработки новых методов обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 20. Средства обучения § 1. Понятие «средства обучения». Функции средств обучения
- § 2. Классификация средств обучения
- § 3. Компьютеры в обучении. Информатизация образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 21. Формы организации обучения § 1. Понятие о формах организации обучения. Исторически известные и современные формы обучения
- § 2. Урок, его структура и типы
- К многокомпонентному уроку
- § 3. Многообразие форм организации обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 22. Система контроля и оценка результатов обучения § 1. Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся
- § 2. Функции контроля
- § 3. Виды и методы контроля
- § 4. Учет учебной работы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел V. Управление образовательными системами Глава 23. Система образования в России § 1. Принципы государственной политики в области образования
- § 2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием
- § 3. Образовательные учреждения, их типы, виды, организационная структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 24. Научные основы управления образовательными системами § 1. Сущность управления образовательными системами
- § 2. Государственно-общественный характер управления образованием
- § 3. Закономерности и принципы управления образовательными системами
- § 4. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 25. Функции внутришкольного управления § 1. Планирование как функция управления школой
- § 2. Функции организации и мотивации в управлении школой
- § 3. Внутришкольный контроль в управлении
- § 4. Управленческая культура руководителя школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Педагогический коллектив школы и его особенности
- § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
- § 4. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература