logo
Pedagogika_NOVAYa-1

Раздел п. Общие основы педагогики Глава п. Педагогика как наука § 1. Общее представление о педагогике как науке

Среди многих наук, занимающихся изучением человека, есть только одна, для которой «человек – это предмет воспитания» (К.Д. Ушинский), которая исследует становление, развитие, воспитание человека, формирование его как личности, – это педагогика, наука об образовании, обучении и воспитании. Свое название педагогика получила от греческих слов «пайд» (дитя) и «аго» – (вести). «Педагогос» в дословном переводе означает «детоводитель», «дитяведение», «детоводство» (в Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал сына своего хозяина в школу). С развитием общества, в связи с переоценкой социальной роли педагога было по-новому осмыслено и само понятие: слово «педагог» стало употребляться для обозначения искусства вести ребенка по жизни, то есть обучать, воспитывать, развивать духовно и физически. От этого слова и получила свое название наука о воспитании – педагогика.

Педагогика – наука развивающаяся, постоянно совершенствующаяся. Об этом свидетельствует многовековая история становления и развития педагогической науки. Корни ее уходят в глубокое прошлое, когда на заре человечества передача социального опыта от старшего поколения к младшему происходило интуитивно, основываясь на желании выжить в суровых условиях борьбы со стихией. Позднее, с появлением дописьменной народной педагогики (термин «народная педагогика» был введен в научный оборот К.Д. Ушинским во второй половине XIX века), нравственные заповеди как результат оформления основанной на опыте педагогической мысли получили распространение у различных народов в виде пословиц, поговорок и других форм фольклора – устного народного творчества.

В течение нескольких веков, предшествующих новой эре, педагогические обобщения были сделаны известными философами-мыслителями Сократом (469-399 гг. до н.э.), Платоном (427-347 гг. до н.э.), Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Достаточно длительное время педагогическое знание находилось в руках деятелей церкви: Августин (354-430 гг. до н.э.), Фома Аквинский (1225-1274 гг. до н.э.) обогатили педагогическую теорию новыми идеями в основном догматического характера.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв. н.э.) внесла в сферу педагогических идей гуманистическую струю, с реализацией главенствующей в трудах педагогов этого времени воспитательной цели – формирование гармонически и всесторонне развитой личности. Эти идеи нашли свое отражение в трудах итальянца Витторино-да-Фельтре (1378-1446), французов Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишеля Монтеня (1533-1592), англичанина Томаса Мора (1478-1535) и голландца Эразма Роттердамского (1469-1536).

Теоретические философские труды и педагогический практический опыт, накопленный человечеством, позволили выделить педагогику из философии и оформить ее как самостоятельную науку. Это сделал великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), которого и принято называть основоположником педагогической науки. Многие его идеи не утратили своей актуальности и значения до сих пор и являются золотым фондом педагогической теории.

Дальнейшее развитие педагогической науки связано с плеядой замечательных мыслителей, таких как Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Д. Локк, А. Дистервег, Роберт Оуэн и др. Весомый вклад в научное осмысление педагогических явлений и закономерностей внесли К.Маркс и Ф. Энгельс.

В России педагогическая мысль развивалась достаточно равномерно: от идей народной педагогики до серьезного научного осознания. Толчком к интенсивному развитию культуры и просвещения в русском государстве явилось принятие христианства (988 г.), и уже в XI веке появилось «Поучение Владимира Мономаха детям», педагогические сборники «Изамрагд», «Златоуст», «Златоструй» и позднее «Домострой» (XVI в.).

Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес великий русский ученый М.В. Ломоносов; много ценных педагогических идей находим мы в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Однако основателем научной педагогики в России по праву считается К.Д. Ушинский, продолживший традиции русского просветительства, направленные на поиски педагогических решений социально-политических проблем, который рассматривал педагогику не только как науку, но и как искусство.

Современная педагогическая наука опирается на идеи Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля, основывается на педагогическом наследии П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, использует результаты исследований П.П. Блонского, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера, М.С. Скаткина, Д.Б. Эльконина и многих других талантливых педагогов, обогативших педагогическую теорию и практику, среди которых педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвили, Т.И. Гончарова, Е.Н. Ильин, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.

В последние годы в системе образования России происходят следующие существенные изменения: идет процесс диверсификации образовательных учреждений; обновляется содержание образования; осваиваются и внедряются новые технологии обучения и воспитания; вводится уровневая система образования; разработаны и вводятся в образовательную практику новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего и высшего профессионального образования; «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.; внедряются новые программы по воспитанию.

Вместе с тем ряд проблем, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, не может не вызывать тревогу родителей, учителей, общественности. Достаточно перечислить лишь некоторые современные проблемы, чтобы понять необходимость принятия продуманных и обоснованных мер, способных изменить сложившуюся в образовательном пространстве ситуацию. Вот они, эти проблемы: увеличивается количество беспризорных детей; молодеет преступность; растет употребление наркотиков, распространяется детский алкоголизм; ухудшается воспитание детей в семье, российская семья переживает глубокий кризис; вызывают тревогу проблемы духовно-нравственного и полового воспитания; растет антипатриотическое и одновременно националистическое настроение определенной части молодежи; приобретает искаженные социальные формы жизненная ориентация детей и подростков.

Все это говорит о том, что традиционная система отечественного образования была не готова и не могла эффективно решать поставленные перед ней задачи. Поэтому была разработана и принята концепция модернизации российского образования.

Модернизация осуществляется по трем, выделенным как наиболее значимым, направлениям: доступность образования; высокое качество образования; эффективность образования.

Реализация этих основных направлений и задач модернизации образования нашла глубокое отражение в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), внедрение которой изменит отношение к образованию, педагогике и психолого-педагогической подготовке будущего учителя. Практически наступает новый этап осмысления сущности педагогической науки и образования, от качества которых зависят место государства в глобальном мире, возможности развития страны, ее национальная безопасность. Ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций, развитие таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, что позволит специалисту поддерживать свою конкурентоспособность в условиях глобального рынка.