logo
Pedagogika_NOVAYa-1

Глава 21. Формы организации обучения § 1. Понятие о формах организации обучения. Исторически известные и современные формы обучения

Формы организаций обучения выступают в качестве одного из компонентов систем обучения − как простых, так и сложных. Они представляют собой внешнее выражение согласованной деятельно­сти учителя и учащихся. В них выражена четкая, протекающая во времени организация учебной деятельности учащихся, взаимосвя­занная с деятельностью учителя. Специфические особенности той или иной системы обучения определяются фактически ведущими формами организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в рамках функционирования данной системы. Истории известны несколько систем обучения, среди которых основными являются: а) индивидуальное обучение; б) классно-урочная и в) лекционно-семинарская. Все остальные системы органи­зации являются производными от них, так как представляют собой лишь варианты сочетаний признаков, характерных для указанных трех систем.

Классно-урочная система является наиболее ранней для нового времени и распространенной в мировой практике. Создателем ее как развернутой системы был Я.А. Коменский, в XVII веке. Классу и уроку как дидактическим понятиям уже около 400 лет. Классно-урочная сис­тема характеризуется такими особенностями: учащиеся приблизитель­но одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который со­храняет в основном постоянный состав в период школьного обучения. Класс работает по единому годовому учебному плану и программам, согласно постоянному расписанию. Основной единицей занятий являет­ся урок. Урок обычно посвящен одному учебному предмету, теме. Рабо­той учащихся на уроке руководит учитель. Он оценивает результаты учебы по своему предмету и в конце учебного года принимает решение о переходе учеников в следующий класс. Учебный год, день, расписа­ние уроков, каникулы - это тоже признаки классно-урочной системы.

Ее достоинства: четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспита­ние их в учебном процессе, экономичность.

Ее недостатки: трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по со­держанию, так и по темпам и методам обучения; строгая организацион­ная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыка­ет его на школе. Все это толкает педагогов на поиски других систем обучения, вот некоторые из них.

В начале XIX века была система взаимного обучения (белл-ланкастерская): старшие ученики, получившие знание от учителя, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, но давало низкое качество.

По мангеймской системе (20-е годы XIX века, Европа) создавались классы, разные по уровню развития, способностям, подготовке учени­ков, - слабые, средние и сильные. Отбор в классы определялся результатами экзаменов. В зависимости от успехов можно было сменить класс, но этого почти не происходило, поскольку система не давала возможности слабым ученикам достигать высокого уровня. Ее элементы сохраняются в некоторых школах Запада.

В Европе и США в начале ХХ века было опробовано много систем обучения, направленных на обеспечение индивидуальной активной самостоятельной учебной работы. Наиболее радикальная из них Дальтон-план, согласно которому учащийся брал задания на год по каждому предмету и отчитывался по ним в установленные сроки. Единого для всех расписания не было. Коллективная работа велась один час в день, остальное время - индивидуальная работа в предметных мастерских, лабораториях, консультации с учителями. В СССР в 20-е годы использо­валась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторная система. Задания по изучению курса, темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях, отчиты­вались коллективно, учителя давали консультации. Эта система, раз­вивая самостоятельность учеников, снижала, однако, уровень подготов­ки, что прекратило ее существование в СССР в 1932 году.

В 50-е годы ХХ века возник план Трампа - система, стимулирую­щая индивидуальное обучение, использующая гибкие формы обучения. Она включала три формы работы: лекции с применением технических средств для больших групп в 100-150 учеников, 40% времени; работа в группах 10-15 человек, 20% времени; индивидуальная работа в школь­ных кабинетах, 40% времени. При этом классов не существует, малые группы меняют свой состав. Система требует слаженной команды учителей, четкой организации, материального обеспечения, имеет опреде­ленные достоинства.

В настоящее время идут попытки усовершенствования классно-урочной и других систем. На Западе в развитие плана Трампа имеются "неградуированные классы": ученик по одному предмету может учить­ся по программе 5-го класса, а по другому предмету быть в 3-ем классе. Име­ются проекты и эксперименты по созданию "открытых школ": обуче­ние проходит в учебных центрах с библиотеками, мастерскими, что ве­дет к разрушению самого института "школа". В целом поиски форм обучения идут в направлении индивидуализации, психологизации, технизации обучения.