logo
Pedagogika_NOVAYa-1

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Назовите структурные компоненты функции планирования. Дайте их содержательную характеристику.

  2. Какие виды планирования используются в школе? Обоснуйте специфику каждого из них, опираясь на следующие критерии: временные сроки, назначение, форма представления. Полученные результаты занесите в таблицу:

    Вид

    планирования

    Назначение

    Временные

    сроки

    Форма

    представления

    Стратегическое

    Тактическое

    Оперативное

  3. Выделите основные этапы разработки годового плана школы.

  4. Проанализируйте содержание разделов годового плана школы, в которой вы проходите педагогическую практику.

  5. Что из себя представляет организационная структура школы? Каковы ее основные характеристики?

  6. Проанализируйте структуру управления школой, в которой вы проходите практику по следующим параметрам: достаточность количества уровней в вертикальной структуре управления для своевременного доведения управленческих решений до исполнителей; четкое закрепление должностных обязанностей за сотрудниками; разработанность структурных связей, централизация и децентрализация управления.

  7. Дайте содержательную характеристику организационных механизмов управления: регламентирование, нормирование, инструктирование, делегирование. Проиллюстрируйте на конкретных примерах действие обозначенных организационных механизмов в школе, в которой вы проходите практику.

  8. Раскройте содержание основных форм организационной работы директора школы.

  9. Установите цепочку управленческих действий, предполагающих создание системы стимулирования сотрудников. Докажите на конкретных примерах необходимость целесообразного сочетания моральных и материальных стимулов деятельности сотрудников школы.

  10. Выявите особенности фронтального или тематического контроля по следующим критериям: цель, сроки, объекты, методы, участники. Полученные результаты представьте в таблице:

Вид

контроля

Цель

Объект

Методы

Сроки

Участники

Фронтальный

Тематический

  1. Какие методы сбора информации используют при проведении контроля?

  2. Разработайте схему контроля за качеством проведения урока, воспитательного мероприятия.

  3. Назовите основные компоненты управленческой культуры директора школы. Оцените степень своей готовности к деятельности руководителя школы.

  4. Подготовьте сообщение на тему «Эффективный руководитель школы».

Глава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами

§ 1. Школа как организующий центр совместной деятельности общества и государства в деле подготовки подрастающего

поколения к жизни

Современная педагогическая наука рассматривает школу как организующий центр совместной деятельности педагогического коллектива, семьи и общественности, поэтому одним из важнейших направлений её деятельности является объединение их усилий в целях повышения эффективности обучения и воспитания молодого поколения. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами: знанием объективных закономерностей педагогического процесса; чётким обоснованием специальных функций современной школы; пониманием особенностей и тенденций развития семьи в новых социально-экономических условиях; подготовленностью учителя к работе с родителями и общественностью.

Выполняя основную часть воспитательной работы, педагогический коллектив не умаляет роли семьи и общественности, а расширяет и развивает возможности их участия в воспитании подрастающего поколения, для чего создаёт систему их совместной деятельности, привлекая к решению педагогических задач, прежде всего, родителей учащихся. Система работы школы с родителями и общественностью основывается на соблюдении ряда требований: целенаправленность деятельности педагогического коллектива с родителями и общественностью; повышение профессиональной компетенции учителей и классных руководителей; выработка единых требований к работе с родителями и общественностью; формирование действенной организации родителей и общественности.

Педагогический коллектив выступает как субъект управления совместной деятельности школы, семьи и общественности.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говориться о том, что «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам» (гл. 5 ст. 46).