Вопросы и задания для самоконтроля
Назовите структурные компоненты функции планирования. Дайте их содержательную характеристику.
Какие виды планирования используются в школе? Обоснуйте специфику каждого из них, опираясь на следующие критерии: временные сроки, назначение, форма представления. Полученные результаты занесите в таблицу:
Вид
планирования
Назначение
Временные
сроки
Форма
представления
Стратегическое
Тактическое
Оперативное
Выделите основные этапы разработки годового плана школы.
Проанализируйте содержание разделов годового плана школы, в которой вы проходите педагогическую практику.
Что из себя представляет организационная структура школы? Каковы ее основные характеристики?
Проанализируйте структуру управления школой, в которой вы проходите практику по следующим параметрам: достаточность количества уровней в вертикальной структуре управления для своевременного доведения управленческих решений до исполнителей; четкое закрепление должностных обязанностей за сотрудниками; разработанность структурных связей, централизация и децентрализация управления.
Дайте содержательную характеристику организационных механизмов управления: регламентирование, нормирование, инструктирование, делегирование. Проиллюстрируйте на конкретных примерах действие обозначенных организационных механизмов в школе, в которой вы проходите практику.
Раскройте содержание основных форм организационной работы директора школы.
Установите цепочку управленческих действий, предполагающих создание системы стимулирования сотрудников. Докажите на конкретных примерах необходимость целесообразного сочетания моральных и материальных стимулов деятельности сотрудников школы.
Выявите особенности фронтального или тематического контроля по следующим критериям: цель, сроки, объекты, методы, участники. Полученные результаты представьте в таблице:
Вид контроля
| Цель | Объект | Методы | Сроки | Участники |
Фронтальный |
|
|
|
|
|
Тематический |
|
|
|
|
|
Какие методы сбора информации используют при проведении контроля?
Разработайте схему контроля за качеством проведения урока, воспитательного мероприятия.
Назовите основные компоненты управленческой культуры директора школы. Оцените степень своей готовности к деятельности руководителя школы.
Подготовьте сообщение на тему «Эффективный руководитель школы».
Глава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами
§ 1. Школа как организующий центр совместной деятельности общества и государства в деле подготовки подрастающего
поколения к жизни
Современная педагогическая наука рассматривает школу как организующий центр совместной деятельности педагогического коллектива, семьи и общественности, поэтому одним из важнейших направлений её деятельности является объединение их усилий в целях повышения эффективности обучения и воспитания молодого поколения. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами: знанием объективных закономерностей педагогического процесса; чётким обоснованием специальных функций современной школы; пониманием особенностей и тенденций развития семьи в новых социально-экономических условиях; подготовленностью учителя к работе с родителями и общественностью.
Выполняя основную часть воспитательной работы, педагогический коллектив не умаляет роли семьи и общественности, а расширяет и развивает возможности их участия в воспитании подрастающего поколения, для чего создаёт систему их совместной деятельности, привлекая к решению педагогических задач, прежде всего, родителей учащихся. Система работы школы с родителями и общественностью основывается на соблюдении ряда требований: целенаправленность деятельности педагогического коллектива с родителями и общественностью; повышение профессиональной компетенции учителей и классных руководителей; выработка единых требований к работе с родителями и общественностью; формирование действенной организации родителей и общественности.
Педагогический коллектив выступает как субъект управления совместной деятельности школы, семьи и общественности.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говориться о том, что «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам» (гл. 5 ст. 46).
- Предисловие
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
- § 1. Актуальность проблемы профессиональной подготовки педагогов и новые подходы к ее решению
- §2. Особенности и основные функции педагогической профессии. Типология современных педагогических профессий
- §3. Профессиональная деятельность и личность педагога.
- §4. Профессиональная компетентность, компетенции, умения и мастерство педагога
- §5. Роль учительства в качественном развитии современного образования
- § 6. Профессиональная подготовка педагога. Самообразование как условие профессионального развития личности педагога
- Раздел п. Общие основы педагогики Глава п. Педагогика как наука § 1. Общее представление о педагогике как науке
- § 2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- § 3. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
- § 4. Система педагогических научных дисциплин
- § 5. Связь педагогики с другими науками и сферами деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 3. Методология педагогики и методы педагогических исследований § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
- § 2. Философские основания педагогики
- § 3. Методологические принципы педагогических исследований
- § 4. Логика научно-педагогического исследования
- § 5. Методы и методика педагогического исследования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 4. Разработка в педагогике проблемы целей
- § 2. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части
- § 3. Реализация целевых установок воспитания в практической
- § 4. Цели воспитания в мировой практике
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Теории развития личности
- § 3. Научная трактовка проблемы основных факторов развития личности
- Основные подструктуры личности и виды их формирования (по к.К. Платонову)
- § 4. Роль активности личности в собственном развитии. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
- § 5. Возрастные периоды развития и воспитания личности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 6. Целостный педагогический процесс § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
- § 2. Сущность педагогического процесса
- § 3. Структура педагогического процесса
- § 4. Движущие силы педагогического процесса
- § 5. Закономерности и принципы педагогического процесса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?
- Раздел III. Теория и методика воспитания Глава 7. Воспитание в целостном педагогическом процессе § 1. Сущность воспитания и его особенности
- § 2. Общие закономерности и принципы воспитания
- § 3. Современная отечественная концепция воспитания
- § 4. Критерии эффективности воспитательного процесса
- § 5. Самовоспитание и перевоспитание
- § 6. Зарубежные модели воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 8. Методы и средства воспитания § 1. Основные понятия и классификация методов воспитания
- § 2. Методы формирования сознания личности
- § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 9. Содержание и средства воспитания учащихся § 1. Понятие о содержании воспитания
- § 2. Формирование мировоззрения школьников
- 2.1. Сущность, назначение, функции мировоззрения
- 2.2. Воспитательная функция религии
- § 3. Умственное воспитание
- § 4. Гражданское воспитание
- Работаем с первоисточниками
- § 5. Экономическое воспитание
- § 6. Экологическое воспитание
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 7. Духовно-нравственное воспитание
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Содержание и методы духовно-нравственного воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 7.3. Критерии нравственной воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 8. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 9. Эстетическое воспитание
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Сущность, задачи, система эстетического воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 9.3. Критерии эстетической воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 10. Физическое воспитание
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 11. Организация самовоспитания учащихся
- 11.1. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация
- 11.2. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы
- 11.3. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 10. Коллектив как объект и субъект воспитания § 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Воспитательные функции детского коллектива
- § 2. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
- § 3. Этапы и уровни развития детского коллектива
- § 4. Основные условия развития детского коллектива
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 11. Воспитательные системы § 1. Понятие о воспитательной системе. Структура и этапы развития воспитательной системы школы
- § 2. Отечественные и зарубежные воспитательные системы
- § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
- § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел IV. Дидактика Глава 12. Дидактика как наука, ее объект, предмет и функция § 1. Развитие представлений о дидактике как науке
- § 2. Предмет и задачи дидактики
- § 3. Основные категориальные понятия дидактики
- § 4. Связь дидактики с другими науками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 13. Развитие основных дидактических концепций § 1. Сущность и классификация дидактических концепций
- § 2. Дидактическая теория и.Ф. Гербарта как основа деятельности традиционной школы
- § 3. Педоцентристская дидактика
- § 4. Современная дидактическая система
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 14. Цели и содержание общего образования
- § 1. Таксономия целей обучения
- § 2. Содержание образования
- § 3. Принципы построения содержания образования
- § 4. Требования к содержанию образования
- § 5. Обновление содержания образования
- § 6. Федеральный государственный образовательный стандарт
- § 7. Учебные программы, учебники, учебные пособия
- Работа с первоисточником
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 15. Процесс обучения § 1. Сущность процесса обучения и его функции
- § 2. Философские и психологические основы обучения. Движущие силы процесса обучения
- § 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- § 4. Логика учебного процесса и его структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 16. Принципы обучения § 1. Понятие «принципы обучения»
- § 2. Система принципов обучения и их характеристика
- § 3. Реализация дидактических принципов в предметных методиках
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 17. Виды обучения и их характеристика § 1. Понятие о видах обучения и их отличительные особенности
- § 2. Метод сократической беседы как вид обучения
- § 3. Догматическое обучение
- § 4. Объяснительно-иллюстративное обучение
- § 5. Программированное обучение
- § 6. Алгоритмизированное обучение
- § 7. Дистанционное обучение
- § 8. Проблемное обучение
- §9. Развивающее обучение
- §10. Личностно-ориентированное обучение
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 18. Инновационные образовательные процессы § 1. Сущность инновационных процессов в образовании. Факторы, обусловливающие необходимость в инновационной педагогическойдеятельности
- § 2. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
- Типы нововведений в школе (по м.М.Поташнику)
- § 3. Структура инновационного процесса и закономерности его протекания
- § 4. Критерии внедрения педагогических новшеств в образовательный процесс
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 19. Методы обучения § 1. Понятие о методах обучения. Функции методов обучения
- § 2. Классификация методов обучения
- § 3. Методы обучения по источнику знаний
- 3.1. Словесные методы
- 3.2. Наглядные методы
- 3.3. Практические методы
- § 4. Методы обучения по характеру познавательной деятельности
- § 5. Выбор методов обучения. Основные направления модернизации традиционных и разработки новых методов обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 20. Средства обучения § 1. Понятие «средства обучения». Функции средств обучения
- § 2. Классификация средств обучения
- § 3. Компьютеры в обучении. Информатизация образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 21. Формы организации обучения § 1. Понятие о формах организации обучения. Исторически известные и современные формы обучения
- § 2. Урок, его структура и типы
- К многокомпонентному уроку
- § 3. Многообразие форм организации обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 22. Система контроля и оценка результатов обучения § 1. Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся
- § 2. Функции контроля
- § 3. Виды и методы контроля
- § 4. Учет учебной работы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел V. Управление образовательными системами Глава 23. Система образования в России § 1. Принципы государственной политики в области образования
- § 2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием
- § 3. Образовательные учреждения, их типы, виды, организационная структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 24. Научные основы управления образовательными системами § 1. Сущность управления образовательными системами
- § 2. Государственно-общественный характер управления образованием
- § 3. Закономерности и принципы управления образовательными системами
- § 4. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 25. Функции внутришкольного управления § 1. Планирование как функция управления школой
- § 2. Функции организации и мотивации в управлении школой
- § 3. Внутришкольный контроль в управлении
- § 4. Управленческая культура руководителя школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Педагогический коллектив школы и его особенности
- § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
- § 4. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература