§ 3. Методологические принципы педагогических исследований
В современной педагогической науке объективно существуют различные методологические подходы, на основе которых определяются способы изучения и преобразования педагогической теории и практики.
Рассмотрим подробнее некоторые из современных методологических подходов.
Системный подход является одним из ведущих подходов в педагогике, он обусловлен признанием того, что образование, как и весь педагогический процесс, функционирует в пространстве многочисленных систем, взаимосвязанных элементов. Корни системного подхода следует искать в философских воззрениях Аристотеля, Платона и других известных философов. Научное обоснование он получил в середине XX века; в России его актуализация связана с исследованиями В.П. Беспалько, Л.В. Загрековой, Н.В. Кузьминой, В.П. Симонова, В.А. Сластенина, Л.И. Новиковой и др. В отечественной педагогике стал применяться в 70-е годы прошлого столетия.
Следует отметить, что жизнеспособность этого подхода подтвердили педагоги-практики. Так, воспитательная система, созданная А.С. Макаренко, бесспорно, опирается на системный подход и отражает его сущность: объект воспитания рассматривается как сложная, многофункциональная система, в свою очередь испытывающая комплекс воздействий. Поэтому процесс воспитания должен нести в себе все компоненты, свойственные системе как философскому и педагогическому феномену.
Личностно - ориентированный подход в конце XX века – начале XXI века стал одним из наиболее популярных, воспринятых практически как руководство к действию и реализации подходов. На протяжении десятков лет являлся методологической ориентацией в педагогической деятельности. Основы этого подхода заложены в работах зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс, С. Френе и др.) и отечественных (Л.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.) психологов. В современной отечественной педагогике личностно-ориентированный подход стал предметом исследования Е.В. Бондаревской, Л.И. Новиковой, И.С. Якиманской и других. Сущность этого подхода состоит в том, что воспитание ориентировано на личность ребенка, на создание необходимых условий для самоопределения, самопознания, самовоспитания и самореализации человека, развития его неповторимой индивидуальности, субъективных качеств.
Главное в личностно-ориентированном подходе, как утверждает И.С. Якиманская, «не формировать заранее заданные свойства, а помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться», поддержать «человека в человеке» и развить в нем механизмы самовоспитания, адаптации, саморегуляции.
В связи с тем, что системообразующим стержнем личностно-ориентированного подхода является личность, он предполагает, как было сказано выше, ориентацию в воспитательном процессе на личность как субъект, объект и результат самобытного личностного самообразования.
Личностно-ориентированный подход тесно связан с деятельностным подходом, основой которого является признание того, что становление и развитие человека происходит в деятельности и предполагает его активную деятельностную позицию: человек должен рассматривать свою жизнедеятельность как предмет и средство своего преобразования. У истоков научного обоснования сущности деятельностного подхода в воспитании стояли российские психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Значительный вклад в изучение личности внесли Л.И. Божович, В.А. Караковский, Д.И. Фельдштейн и др., акцентирующие внимание на том, что ребенок является субъектом деятельности, а воспитание – путь, восхождение к субъектности. Кроме того, деятельностный поход существенно изменяет понимание качества и результата воспитания: они определяются не только знаниями, умениями, навыками, которые изучили и усвоили воспитуемые, а тем, прежде всего, насколько будет развита их потребность и способность к самосовершенствованию.
Аксиологический (ценностный) подход. В последние годы в отечественной педагогике возрастает интерес к аксиологии – науки о ценностях, которая рассматривается как основа новой философии образования и методологии современной педагогики. Разработка аксиологического подхода в воспитании связана с именами ведущих отечественных педагогов А.Г. Асмолова, Б.С. Гершунского, В.В. Николиной, В.А. Сластенина и др.
Следует отметить, что обращение к ценностям – главная отличительная черта нашего времени, важнейшее направление государственной политики в области образования. В Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, которое во многом зависит от ее ценностей. Согласно аксиологическому подходу, человек рассматривается как высшая цель и ценность общества и как самоцель социального, личностного и профессионального развития. В.В. Николина подчеркивает, что аксиологический подход требует особого внимания в изучении не абстрактного, а конкретного человека в определенных историко-социокультурных условиях жизни, в каждодневных формах его существования, включать в воспитательное поле такие аксиологические феномены, как ценности, мотивы, переживания, вера, созидание и идеал.
Таким образом, главной особенностью аксиологического подхода в педагогике является гуманистическая ценностная ориентация человека, формирование у подрастающего поколения способности выбрать и принять те общечеловеческие (гуманистические) ценности, которые помогут его личностной и профессиональной самореализации.
Культурологический подход был впервые реализован в России С.Т. Шацким. Принципиально важным в исследованиях С.Т. Шацкого является то, что культуру он рассматривал как средство развития и воспитания личности, как главное условие гармонизации отношений человека с окружающим миром, природой и самим собой.
Современные исследователи проблемы считают, что культурологический подход провозглашает личность как ценность культуры, ориентирует систему образования на диалог человека с культурой как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию (Е.В. Бондаревская). По мнению В.А. Сластенина, самоопределение в культуре, выработка на этой основе жизненной позиции, своего жизненного кредо - центральная линия в формировании личности.
Сущность культурологического подхода состоит в том, что культура рассматривается в качестве социально-антропологического и собственно педагогического явления. Это позволяет изучать педагогическую деятельность на общекультурном фоне, исследовать ее факты и явления в русле педагогики и культуры.
Культурологический подход обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация этой функции предполагает ориентацию образования на воспитание человека культуры. Важнейшим условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры – в образование, тем самым, культурологический подход тесно связан с акмеологическим подходом.
Акмеологический подход. Основными методологическими категориями акмеологического подхода являются развитие и человек как продукт социального и биологического развития. Теоретической основой акмеологического подхода к развитию личности в системе образования являются акмеология (от греч. акме – вершина, пик, расцвет) – это интегрированная область знаний о достижении человеком вершин своего творчества, образования, профессионализма. В ней интегрируются знания философии образования, психологии, педагогики, генетики, валеологии, физиологии, целостного учения о человеке. И особенно важно, что интегрированная наука рассматривает закономерности достижения вершин развития на каждом возрастном этапе его жизни (В.Н. Максимова).
Акмеологический подход ориентирован на целостное и устойчивое развитие образовательных систем и субъектов образовательного процесса в условиях этих систем. При таком подходе методологическая категория «акме», вершина развития человека, – это зрелая личность, способная к проектированию и осуществлению высших достижений в своем личностном саморазвитии на основе целостной жизненной позиции и новой стратегии жизни.
7. Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский. В соответствии с его взглядами антропологический подход означает системное использование знаний о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).
8. Синергетический подход (от греч. «синергейя» - сотрудничество, совместное действие). Это научное направление сравнительно молодо. Его разработкой занимаются отечественные педагоги Н.А. Рыбников, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др. Синергетический подход основан на признании необходимости использования в воспитании совокупности идей, понятий и методов, приводящих к самопознанию, самостроительству и самореализации личности. Данный подход ставит вопрос о соединении педагогики с реальной жизнью в России, с социальной ситуацией ее развития, с менталитетом российского народа.
Выделенные методологические подходы (принципы) носят интегративный характер, взаимодополняют друг друга, нередко трансформируются. Как отрасли гуманитарного знания они позволяют выявить важнейшие проблемы и определить стратегию их разрешения.
- Предисловие
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
- § 1. Актуальность проблемы профессиональной подготовки педагогов и новые подходы к ее решению
- §2. Особенности и основные функции педагогической профессии. Типология современных педагогических профессий
- §3. Профессиональная деятельность и личность педагога.
- §4. Профессиональная компетентность, компетенции, умения и мастерство педагога
- §5. Роль учительства в качественном развитии современного образования
- § 6. Профессиональная подготовка педагога. Самообразование как условие профессионального развития личности педагога
- Раздел п. Общие основы педагогики Глава п. Педагогика как наука § 1. Общее представление о педагогике как науке
- § 2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- § 3. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
- § 4. Система педагогических научных дисциплин
- § 5. Связь педагогики с другими науками и сферами деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 3. Методология педагогики и методы педагогических исследований § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
- § 2. Философские основания педагогики
- § 3. Методологические принципы педагогических исследований
- § 4. Логика научно-педагогического исследования
- § 5. Методы и методика педагогического исследования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 4. Разработка в педагогике проблемы целей
- § 2. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части
- § 3. Реализация целевых установок воспитания в практической
- § 4. Цели воспитания в мировой практике
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Теории развития личности
- § 3. Научная трактовка проблемы основных факторов развития личности
- Основные подструктуры личности и виды их формирования (по к.К. Платонову)
- § 4. Роль активности личности в собственном развитии. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
- § 5. Возрастные периоды развития и воспитания личности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 6. Целостный педагогический процесс § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
- § 2. Сущность педагогического процесса
- § 3. Структура педагогического процесса
- § 4. Движущие силы педагогического процесса
- § 5. Закономерности и принципы педагогического процесса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?
- Раздел III. Теория и методика воспитания Глава 7. Воспитание в целостном педагогическом процессе § 1. Сущность воспитания и его особенности
- § 2. Общие закономерности и принципы воспитания
- § 3. Современная отечественная концепция воспитания
- § 4. Критерии эффективности воспитательного процесса
- § 5. Самовоспитание и перевоспитание
- § 6. Зарубежные модели воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 8. Методы и средства воспитания § 1. Основные понятия и классификация методов воспитания
- § 2. Методы формирования сознания личности
- § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 9. Содержание и средства воспитания учащихся § 1. Понятие о содержании воспитания
- § 2. Формирование мировоззрения школьников
- 2.1. Сущность, назначение, функции мировоззрения
- 2.2. Воспитательная функция религии
- § 3. Умственное воспитание
- § 4. Гражданское воспитание
- Работаем с первоисточниками
- § 5. Экономическое воспитание
- § 6. Экологическое воспитание
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 7. Духовно-нравственное воспитание
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Содержание и методы духовно-нравственного воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 7.3. Критерии нравственной воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 8. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 9. Эстетическое воспитание
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Сущность, задачи, система эстетического воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 9.3. Критерии эстетической воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 10. Физическое воспитание
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 11. Организация самовоспитания учащихся
- 11.1. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация
- 11.2. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы
- 11.3. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 10. Коллектив как объект и субъект воспитания § 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Воспитательные функции детского коллектива
- § 2. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
- § 3. Этапы и уровни развития детского коллектива
- § 4. Основные условия развития детского коллектива
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 11. Воспитательные системы § 1. Понятие о воспитательной системе. Структура и этапы развития воспитательной системы школы
- § 2. Отечественные и зарубежные воспитательные системы
- § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
- § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел IV. Дидактика Глава 12. Дидактика как наука, ее объект, предмет и функция § 1. Развитие представлений о дидактике как науке
- § 2. Предмет и задачи дидактики
- § 3. Основные категориальные понятия дидактики
- § 4. Связь дидактики с другими науками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 13. Развитие основных дидактических концепций § 1. Сущность и классификация дидактических концепций
- § 2. Дидактическая теория и.Ф. Гербарта как основа деятельности традиционной школы
- § 3. Педоцентристская дидактика
- § 4. Современная дидактическая система
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 14. Цели и содержание общего образования
- § 1. Таксономия целей обучения
- § 2. Содержание образования
- § 3. Принципы построения содержания образования
- § 4. Требования к содержанию образования
- § 5. Обновление содержания образования
- § 6. Федеральный государственный образовательный стандарт
- § 7. Учебные программы, учебники, учебные пособия
- Работа с первоисточником
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 15. Процесс обучения § 1. Сущность процесса обучения и его функции
- § 2. Философские и психологические основы обучения. Движущие силы процесса обучения
- § 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- § 4. Логика учебного процесса и его структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 16. Принципы обучения § 1. Понятие «принципы обучения»
- § 2. Система принципов обучения и их характеристика
- § 3. Реализация дидактических принципов в предметных методиках
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 17. Виды обучения и их характеристика § 1. Понятие о видах обучения и их отличительные особенности
- § 2. Метод сократической беседы как вид обучения
- § 3. Догматическое обучение
- § 4. Объяснительно-иллюстративное обучение
- § 5. Программированное обучение
- § 6. Алгоритмизированное обучение
- § 7. Дистанционное обучение
- § 8. Проблемное обучение
- §9. Развивающее обучение
- §10. Личностно-ориентированное обучение
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 18. Инновационные образовательные процессы § 1. Сущность инновационных процессов в образовании. Факторы, обусловливающие необходимость в инновационной педагогическойдеятельности
- § 2. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
- Типы нововведений в школе (по м.М.Поташнику)
- § 3. Структура инновационного процесса и закономерности его протекания
- § 4. Критерии внедрения педагогических новшеств в образовательный процесс
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 19. Методы обучения § 1. Понятие о методах обучения. Функции методов обучения
- § 2. Классификация методов обучения
- § 3. Методы обучения по источнику знаний
- 3.1. Словесные методы
- 3.2. Наглядные методы
- 3.3. Практические методы
- § 4. Методы обучения по характеру познавательной деятельности
- § 5. Выбор методов обучения. Основные направления модернизации традиционных и разработки новых методов обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 20. Средства обучения § 1. Понятие «средства обучения». Функции средств обучения
- § 2. Классификация средств обучения
- § 3. Компьютеры в обучении. Информатизация образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 21. Формы организации обучения § 1. Понятие о формах организации обучения. Исторически известные и современные формы обучения
- § 2. Урок, его структура и типы
- К многокомпонентному уроку
- § 3. Многообразие форм организации обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 22. Система контроля и оценка результатов обучения § 1. Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся
- § 2. Функции контроля
- § 3. Виды и методы контроля
- § 4. Учет учебной работы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел V. Управление образовательными системами Глава 23. Система образования в России § 1. Принципы государственной политики в области образования
- § 2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием
- § 3. Образовательные учреждения, их типы, виды, организационная структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 24. Научные основы управления образовательными системами § 1. Сущность управления образовательными системами
- § 2. Государственно-общественный характер управления образованием
- § 3. Закономерности и принципы управления образовательными системами
- § 4. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 25. Функции внутришкольного управления § 1. Планирование как функция управления школой
- § 2. Функции организации и мотивации в управлении школой
- § 3. Внутришкольный контроль в управлении
- § 4. Управленческая культура руководителя школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Педагогический коллектив школы и его особенности
- § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
- § 4. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература