logo
Pedagogika_NOVAYa-1

§ 3. Методологические принципы педагогических исследований

В современной педагогической науке объективно существуют различные методологические подходы, на основе которых определяются способы изучения и преобразования педагогической теории и практики.

Рассмотрим подробнее некоторые из современных методологических подходов.

  1. Системный подход является одним из ведущих подходов в педагогике, он обусловлен признанием того, что образование, как и весь педагогический процесс, функционирует в пространстве многочисленных систем, взаимосвязанных элементов. Корни системного подхода следует искать в философских воззрениях Аристотеля, Платона и других известных философов. Научное обоснование он получил в середине XX века; в России его актуализация связана с исследованиями В.П. Беспалько, Л.В. Загрековой, Н.В. Кузьминой, В.П. Симонова, В.А. Сластенина, Л.И. Новиковой и др. В отечественной педагогике стал применяться в 70-е годы прошлого столетия.

Следует отметить, что жизнеспособность этого подхода подтвердили педагоги-практики. Так, воспитательная система, созданная А.С. Макаренко, бесспорно, опирается на системный подход и отражает его сущность: объект воспитания рассматривается как сложная, многофункциональная система, в свою очередь испытывающая комплекс воздействий. Поэтому процесс воспитания должен нести в себе все компоненты, свойственные системе как философскому и педагогическому феномену.

  1. Личностно - ориентированный подход в конце XX века – начале XXI века стал одним из наиболее популярных, воспринятых практически как руководство к действию и реализации подходов. На протяжении десятков лет являлся методологической ориентацией в педагогической деятельности. Основы этого подхода заложены в работах зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс, С. Френе и др.) и отечественных (Л.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.) психологов. В современной отечественной педагогике личностно-ориентированный подход стал предметом исследования Е.В. Бондаревской, Л.И. Новиковой, И.С. Якиманской и других. Сущность этого подхода состоит в том, что воспитание ориентировано на личность ребенка, на создание необходимых условий для самоопределения, самопознания, самовоспитания и самореализации человека, развития его неповторимой индивидуальности, субъективных качеств.

Главное в личностно-ориентированном подходе, как утверждает И.С. Якиманская, «не формировать заранее заданные свойства, а помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться», поддержать «человека в человеке» и развить в нем механизмы самовоспитания, адаптации, саморегуляции.

В связи с тем, что системообразующим стержнем личностно-ориентированного подхода является личность, он предполагает, как было сказано выше, ориентацию в воспитательном процессе на личность как субъект, объект и результат самобытного личностного самообразования.

  1. Личностно-ориентированный подход тесно связан с деятельностным подходом, основой которого является признание того, что становление и развитие человека происходит в деятельности и предполагает его активную деятельностную позицию: человек должен рассматривать свою жизнедеятельность как предмет и средство своего преобразования. У истоков научного обоснования сущности деятельностного подхода в воспитании стояли российские психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Значительный вклад в изучение личности внесли Л.И. Божович, В.А. Караковский, Д.И. Фельдштейн и др., акцентирующие внимание на том, что ребенок является субъектом деятельности, а воспитание – путь, восхождение к субъектности. Кроме того, деятельностный поход существенно изменяет понимание качества и результата воспитания: они определяются не только знаниями, умениями, навыками, которые изучили и усвоили воспитуемые, а тем, прежде всего, насколько будет развита их потребность и способность к самосовершенствованию.

  2. Аксиологический (ценностный) подход. В последние годы в отечественной педагогике возрастает интерес к аксиологии – науки о ценностях, которая рассматривается как основа новой философии образования и методологии современной педагогики. Разработка аксиологического подхода в воспитании связана с именами ведущих отечественных педагогов А.Г. Асмолова, Б.С. Гершунского, В.В. Николиной, В.А. Сластенина и др.

Следует отметить, что обращение к ценностям – главная отличительная черта нашего времени, важнейшее направление государственной политики в области образования. В Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, которое во многом зависит от ее ценностей. Согласно аксиологическому подходу, человек рассматривается как высшая цель и ценность общества и как самоцель социального, личностного и профессионального развития. В.В. Николина подчеркивает, что аксиологический подход требует особого внимания в изучении не абстрактного, а конкретного человека в определенных историко-социокультурных условиях жизни, в каждодневных формах его существования, включать в воспитательное поле такие аксиологические феномены, как ценности, мотивы, переживания, вера, созидание и идеал.

Таким образом, главной особенностью аксиологического подхода в педагогике является гуманистическая ценностная ориентация человека, формирование у подрастающего поколения способности выбрать и принять те общечеловеческие (гуманистические) ценности, которые помогут его личностной и профессиональной самореализации.

  1. Культурологический подход был впервые реализован в России С.Т. Шацким. Принципиально важным в исследованиях С.Т. Шацкого является то, что культуру он рассматривал как средство развития и воспитания личности, как главное условие гармонизации отношений человека с окружающим миром, природой и самим собой.

Современные исследователи проблемы считают, что культурологический подход провозглашает личность как ценность культуры, ориентирует систему образования на диалог человека с культурой как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию (Е.В. Бондаревская). По мнению В.А. Сластенина, самоопределение в культуре, выработка на этой основе жизненной позиции, своего жизненного кредо - центральная линия в формировании личности.

Сущность культурологического подхода состоит в том, что культура рассматривается в качестве социально-антропологического и собственно педагогического явления. Это позволяет изучать педагогическую деятельность на общекультурном фоне, исследовать ее факты и явления в русле педагогики и культуры.

Культурологический подход обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация этой функции предполагает ориентацию образования на воспитание человека культуры. Важнейшим условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры – в образование, тем самым, культурологический подход тесно связан с акмеологическим подходом.

  1. Акмеологический подход. Основными методологическими категориями акмеологического подхода являются развитие и человек как продукт социального и биологического развития. Теоретической основой акмеологического подхода к развитию личности в системе образования являются акмеология (от греч. акме – вершина, пик, расцвет) – это интегрированная область знаний о достижении человеком вершин своего творчества, образования, профессионализма. В ней интегрируются знания философии образования, психологии, педагогики, генетики, валеологии, физиологии, целостного учения о человеке. И особенно важно, что интегрированная наука рассматривает закономерности достижения вершин развития на каждом возрастном этапе его жизни (В.Н. Максимова).

Акмеологический подход ориентирован на целостное и устойчивое развитие образовательных систем и субъектов образовательного процесса в условиях этих систем. При таком подходе методологическая категория «акме», вершина развития человека, – это зрелая личность, способная к проектированию и осуществлению высших достижений в своем личностном саморазвитии на основе целостной жизненной позиции и новой стратегии жизни.

7. Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский. В соответствии с его взглядами антропологический подход означает системное использование знаний о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

8. Синергетический подход (от греч. «синергейя» - сотрудничество, совместное действие). Это научное направление сравнительно молодо. Его разработкой занимаются отечественные педагоги Н.А. Рыбников, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др. Синергетический подход основан на признании необходимости использования в воспитании совокупности идей, понятий и методов, приводящих к самопознанию, самостроительству и самореализации личности. Данный подход ставит вопрос о соединении педагогики с реальной жизнью в России, с социальной ситуацией ее развития, с менталитетом российского народа.

Выделенные методологические подходы (принципы) носят интегративный характер, взаимодополняют друг друга, нередко трансформируются. Как отрасли гуманитарного знания они позволяют выявить важнейшие проблемы и определить стратегию их разрешения.