logo
Pedagogika_NOVAYa-1

§10. Личностно-ориентированное обучение

Теория и практика, которая обозначена названием "личностно-ориентированное обучение", имеет давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обуче­ние и воспитание: это гуманистическая педагогика, неопрагматизм, эк­зистенциализм, неопедоцентризм, свободное воспитание (США, Европа, 70-е годы), педагогика сотрудничества (80-е годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либе­ральная педагогика, в отличие от авторитарной и технократической. Основу либерального подхода в образовании США и Европы составили идеи Д.Дьюи и других реформаторов в педагогике еще в начале 20-го века, а затем с середины века направление в психологии — гуманисти­ческая психология. Первый критиковал традиционную школу за догматическую, авторитарную позицию учителя, объяснительно-репродук­тивные словесные методы обучения, рассчитанные на память и зуб­режку, пренебрежение личностью ученика. Д.Дьюи положил начало пе­доцентризму: педагогика все свои категории (цели, содержание, методы обучения) должна, определять, исходя из интересов, потребностей ре­бенка. Ребенок - центр учебного процесса, а не учитель и школьный предмет. Представители гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс и др.) шли в своих взглядах на личность ученика от крити­ки технократической концепции обучения, бихевиоризма, программиро­ванного обучения и педагогической технологии за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуляций. Гуманистическая психология и на ее основе педоцентристская педагогика, личностно-ориентированное образование рассматривают личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, кото­рая обладает потребностью в самоактуализации - реализации своих возможностей (А. Маслоу). К. Роджерс, создатель психотерапии, "цен­трированной на клиенте", видит в ученике личность, способную разви­вать свои природные ресурсы, ум и сердце, любознательность, лич­ность, способную делать выбор, принимать решения и нести за них от­ветственность, личность, способную вырабатывать собственные ценно­сти в процессе учебной и другой деятельности.

В свете изложенного, представители гуманистической психологии предлагают строить обучение на иных (в сравнении с традиционной и технократической школой) принципах. Главным среди них можно счи­тать принцип "развивающей помощи". Он состоит в том, чтобы не де­лать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную ак­тивность и внутренне силы, чтобы он сам делал выбор, принимал ре­шения и отвечал за них. Согласно К.Роджерсу, задача учителя не дик­товать готовое и, возможно, не нужное ученику знание, а разбудить его собственную познавательную активность, которая выразится в выборе и содержания, и целей, и методов работы, и поведения, и ценностей. Учитель, по К.Роджерсу, стимулирует и облегчает (facilitate) самостоя­тельную деятельность ученика.

К достоинствам личностно-ориентированного обучения относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитию лично­сти школьника посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения.

Российские ученые (В.В.Давыдов, В.Н.Зинченко, А.В.Петровский и др.) разрабатывают личностно-ориентированную мо­дель образования на основе опыта новаторов и отечественной психоло­гии. Главные идеи концепции те же: акцент на развитии и воспитании школьника; дифференцированное содержание образования, система адекватных методов, средств и форм обучения. Однако в этой модели учителям и ученым надо избегать крайностей, абсолютизации отдель­ных сторон, в частности, следование за интересами и спонтанной дея­тельностью учеников лишает процесс обучения систематичности, сни­жает уровень обучения.