Работа с первоисточником
Сегодня введены в современную теорию и образовательную практику такие понятия как «образовательная программа» и «примерная основная образовательная программа». «Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.84»
В соответствии с новым Федеральным государственным образовательном стандарте общего образования, требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования.
Требования к структуре основных общеобразовательных программ содержат указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, рамочное описание их базовых компонентов, а также на соотношение частей основной образовательной программы и их объем, в том числе на соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Составляющими компонентами основных образовательных программ для каждой ступени общего образования являются: пояснительная записка, цели образования на данной ступени общего образования, Базисный образовательный план, Фундаментальное ядро содержания общего образования, примерные программы по учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий, система оценки учебных достижений обучающихся, программа воспитания и социализации учащихся.
Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, а также выступает в качестве внештатного норматива при расчете бюджетного финансирования.
Базисный образовательный план включает три части, ориентированные на ступени общего образования, начальное общее и среднее (полное) общее образование.
В структуре Базисного образовательного плана выделяются три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, в общей логике компетентностного подхода формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
Вариативная часть обеспечивает этнические, региональные и местные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.
Использование раздела «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, должны использоваться на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения, - экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и др.
Примерные программы по отдельным учебным предметам разрабатываются на основе Фундаментального ядра содержания образования, концепций образовательных отраслей и являются основой для разработки примерных программ образовательных учреждений.
Примерные учебные программы содержат следующие разделы: пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образования, включающее перечень изучаемого материала: примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных программ; рекомендации по оснащению учебного процесса.85
Содержание образования подробно раскрывается в учебниках и учебных пособиях, которые составляются на основе учебных планов и программ. Учебник – это книга, излагающая основы научных знаний, универсальных учебных действий по определенному учебному предмету в соответствии с учебной программой и требованиями дидактики и предназначенная для целей обучения. В учебниках воплощаются основные компоненты содержания образования: научные знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности, понятия, теории и законы, методологические и ценностно-ориентированные сведения. Именно поэтому учебники рассматриваются в дидактической теории и образовательной практике не только как носители информации, но и в качестве дидактических средств. Известно, что под средствами обучения понимаются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания школьников. Иными словами, средства обучения – это источники учебной информации, с помощью которых учитель учит, а ученик учится. Школьные учебники служат в свете данного подхода основным источником знаний в организации самостоятельного труда учащихся. В учебниках содержатся указания, относящиеся к организации учебной работы школьников. Характерной особенностью современного этапа развития дидактической теории и образовательной практики является создание практически по каждому учебному предмету нового поколения учебников. Это объективно обусловлено обновлением содержания образования, его гуманизацией и гуманитаризацией и стандартизацией.
Содержание образования подробно раскрывается кроме учебников и в другой литературе: хрестоматиях по литературе, физике, химии; сборниках упражнений, задач, заданий; исторических и географических картах; кинофильмах, слайдах и т.д. Важное место отводится электронным ресурсам, в которых содержание образования представлено в комплексной форме. Такие пособия служат вспомогательным дидактическим средством при проведении учебных занятий и подготовке к ним учащихся.
- Предисловие
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
- § 1. Актуальность проблемы профессиональной подготовки педагогов и новые подходы к ее решению
- §2. Особенности и основные функции педагогической профессии. Типология современных педагогических профессий
- §3. Профессиональная деятельность и личность педагога.
- §4. Профессиональная компетентность, компетенции, умения и мастерство педагога
- §5. Роль учительства в качественном развитии современного образования
- § 6. Профессиональная подготовка педагога. Самообразование как условие профессионального развития личности педагога
- Раздел п. Общие основы педагогики Глава п. Педагогика как наука § 1. Общее представление о педагогике как науке
- § 2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- § 3. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
- § 4. Система педагогических научных дисциплин
- § 5. Связь педагогики с другими науками и сферами деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 3. Методология педагогики и методы педагогических исследований § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
- § 2. Философские основания педагогики
- § 3. Методологические принципы педагогических исследований
- § 4. Логика научно-педагогического исследования
- § 5. Методы и методика педагогического исследования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 4. Разработка в педагогике проблемы целей
- § 2. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части
- § 3. Реализация целевых установок воспитания в практической
- § 4. Цели воспитания в мировой практике
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Теории развития личности
- § 3. Научная трактовка проблемы основных факторов развития личности
- Основные подструктуры личности и виды их формирования (по к.К. Платонову)
- § 4. Роль активности личности в собственном развитии. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
- § 5. Возрастные периоды развития и воспитания личности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 6. Целостный педагогический процесс § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
- § 2. Сущность педагогического процесса
- § 3. Структура педагогического процесса
- § 4. Движущие силы педагогического процесса
- § 5. Закономерности и принципы педагогического процесса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?
- Раздел III. Теория и методика воспитания Глава 7. Воспитание в целостном педагогическом процессе § 1. Сущность воспитания и его особенности
- § 2. Общие закономерности и принципы воспитания
- § 3. Современная отечественная концепция воспитания
- § 4. Критерии эффективности воспитательного процесса
- § 5. Самовоспитание и перевоспитание
- § 6. Зарубежные модели воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 8. Методы и средства воспитания § 1. Основные понятия и классификация методов воспитания
- § 2. Методы формирования сознания личности
- § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 9. Содержание и средства воспитания учащихся § 1. Понятие о содержании воспитания
- § 2. Формирование мировоззрения школьников
- 2.1. Сущность, назначение, функции мировоззрения
- 2.2. Воспитательная функция религии
- § 3. Умственное воспитание
- § 4. Гражданское воспитание
- Работаем с первоисточниками
- § 5. Экономическое воспитание
- § 6. Экологическое воспитание
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 7. Духовно-нравственное воспитание
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Содержание и методы духовно-нравственного воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 7.3. Критерии нравственной воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 8. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 9. Эстетическое воспитание
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Сущность, задачи, система эстетического воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 9.3. Критерии эстетической воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 10. Физическое воспитание
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 11. Организация самовоспитания учащихся
- 11.1. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация
- 11.2. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы
- 11.3. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 10. Коллектив как объект и субъект воспитания § 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Воспитательные функции детского коллектива
- § 2. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
- § 3. Этапы и уровни развития детского коллектива
- § 4. Основные условия развития детского коллектива
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 11. Воспитательные системы § 1. Понятие о воспитательной системе. Структура и этапы развития воспитательной системы школы
- § 2. Отечественные и зарубежные воспитательные системы
- § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
- § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел IV. Дидактика Глава 12. Дидактика как наука, ее объект, предмет и функция § 1. Развитие представлений о дидактике как науке
- § 2. Предмет и задачи дидактики
- § 3. Основные категориальные понятия дидактики
- § 4. Связь дидактики с другими науками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 13. Развитие основных дидактических концепций § 1. Сущность и классификация дидактических концепций
- § 2. Дидактическая теория и.Ф. Гербарта как основа деятельности традиционной школы
- § 3. Педоцентристская дидактика
- § 4. Современная дидактическая система
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 14. Цели и содержание общего образования
- § 1. Таксономия целей обучения
- § 2. Содержание образования
- § 3. Принципы построения содержания образования
- § 4. Требования к содержанию образования
- § 5. Обновление содержания образования
- § 6. Федеральный государственный образовательный стандарт
- § 7. Учебные программы, учебники, учебные пособия
- Работа с первоисточником
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 15. Процесс обучения § 1. Сущность процесса обучения и его функции
- § 2. Философские и психологические основы обучения. Движущие силы процесса обучения
- § 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- § 4. Логика учебного процесса и его структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 16. Принципы обучения § 1. Понятие «принципы обучения»
- § 2. Система принципов обучения и их характеристика
- § 3. Реализация дидактических принципов в предметных методиках
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 17. Виды обучения и их характеристика § 1. Понятие о видах обучения и их отличительные особенности
- § 2. Метод сократической беседы как вид обучения
- § 3. Догматическое обучение
- § 4. Объяснительно-иллюстративное обучение
- § 5. Программированное обучение
- § 6. Алгоритмизированное обучение
- § 7. Дистанционное обучение
- § 8. Проблемное обучение
- §9. Развивающее обучение
- §10. Личностно-ориентированное обучение
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 18. Инновационные образовательные процессы § 1. Сущность инновационных процессов в образовании. Факторы, обусловливающие необходимость в инновационной педагогическойдеятельности
- § 2. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
- Типы нововведений в школе (по м.М.Поташнику)
- § 3. Структура инновационного процесса и закономерности его протекания
- § 4. Критерии внедрения педагогических новшеств в образовательный процесс
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 19. Методы обучения § 1. Понятие о методах обучения. Функции методов обучения
- § 2. Классификация методов обучения
- § 3. Методы обучения по источнику знаний
- 3.1. Словесные методы
- 3.2. Наглядные методы
- 3.3. Практические методы
- § 4. Методы обучения по характеру познавательной деятельности
- § 5. Выбор методов обучения. Основные направления модернизации традиционных и разработки новых методов обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 20. Средства обучения § 1. Понятие «средства обучения». Функции средств обучения
- § 2. Классификация средств обучения
- § 3. Компьютеры в обучении. Информатизация образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 21. Формы организации обучения § 1. Понятие о формах организации обучения. Исторически известные и современные формы обучения
- § 2. Урок, его структура и типы
- К многокомпонентному уроку
- § 3. Многообразие форм организации обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 22. Система контроля и оценка результатов обучения § 1. Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся
- § 2. Функции контроля
- § 3. Виды и методы контроля
- § 4. Учет учебной работы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел V. Управление образовательными системами Глава 23. Система образования в России § 1. Принципы государственной политики в области образования
- § 2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием
- § 3. Образовательные учреждения, их типы, виды, организационная структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 24. Научные основы управления образовательными системами § 1. Сущность управления образовательными системами
- § 2. Государственно-общественный характер управления образованием
- § 3. Закономерности и принципы управления образовательными системами
- § 4. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 25. Функции внутришкольного управления § 1. Планирование как функция управления школой
- § 2. Функции организации и мотивации в управлении школой
- § 3. Внутришкольный контроль в управлении
- § 4. Управленческая культура руководителя школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Педагогический коллектив школы и его особенности
- § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
- § 4. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература