logo
Pedagogika_NOVAYa-1

Работа с первоисточником

Сегодня введены в современную теорию и образовательную практику такие понятия как «образовательная программа» и «примерная основная образовательная программа». «Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.84»

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательном стандарте общего образования, требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования.

Требования к структуре основных общеобразовательных программ содержат указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, рамочное описание их базовых компонентов, а также на соотношение частей основной образовательной программы и их объем, в том числе на соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Составляющими компонентами основных образовательных программ для каждой ступени общего образования являются: пояснительная записка, цели образования на данной ступени общего образования, Базисный образовательный план, Фундаментальное ядро содержания общего образования, примерные программы по учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий, система оценки учебных достижений обучающихся, программа воспитания и социализации учащихся.

Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, а также выступает в качестве внештатного норматива при расчете бюджетного финансирования.

Базисный образовательный план включает три части, ориентированные на ступени общего образования, начальное общее и среднее (полное) общее образование.

В структуре Базисного образовательного плана выделяются три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, в общей логике компетентностного подхода формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Вариативная часть обеспечивает этнические, региональные и местные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

Использование раздела «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, должны использоваться на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения, - экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и др.

Примерные программы по отдельным учебным предметам разрабатываются на основе Фундаментального ядра содержания образования, концепций образовательных отраслей и являются основой для разработки примерных программ образовательных учреждений.

Примерные учебные программы содержат следующие разделы: пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образования, включающее перечень изучаемого материала: примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных программ; рекомендации по оснащению учебного процесса.85

Содержание образования подробно раскрывается в учебниках и учебных пособиях, которые составляются на основе учебных планов и программ. Учебник – это книга, излагающая основы научных знаний, универсальных учебных действий по определенному учебному предмету в соответствии с учебной программой и требованиями дидактики и предназначенная для целей обучения. В учебниках воплощаются основные компоненты содержания образования: научные знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности, понятия, теории и законы, методологические и ценностно-ориентированные сведения. Именно поэтому учебники рассматриваются в дидактической теории и образовательной практике не только как носители информации, но и в качестве дидактических средств. Известно, что под средствами обучения понимаются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания школьников. Иными словами, средства обучения – это источники учебной информации, с помощью которых учитель учит, а ученик учится. Школьные учебники служат в свете данного подхода основным источником знаний в организации самостоятельного труда учащихся. В учебниках содержатся указания, относящиеся к организации учебной работы школьников. Характерной особенностью современного этапа развития дидактической теории и образовательной практики является создание практически по каждому учебному предмету нового поколения учебников. Это объективно обусловлено обновлением содержания образования, его гуманизацией и гуманитаризацией и стандартизацией.

Содержание образования подробно раскрывается кроме учебников и в другой литературе: хрестоматиях по литературе, физике, химии; сборниках упражнений, задач, заданий; исторических и географических картах; кинофильмах, слайдах и т.д. Важное место отводится электронным ресурсам, в которых содержание образования представлено в комплексной форме. Такие пособия служат вспомогательным дидактическим средством при проведении учебных занятий и подготовке к ним учащихся.