logo
Pedagogika_NOVAYa-1

3.1. Словесные методы

Источником знания является слово в виде речи учителя или пе­чатного пособия (учебника). В практике это основной источник инфор­мации для учащегося. Рассказ учителя, сообщение знаний в виде пове­ствования, построен с учетом целей, содержания, возрастных и инди­видуальных особенностей учащихся. Применяется в младших классах, реже в старших классах.

Лекция − систематическое изложение материала (в основном для старшеклассников). Методика школьной учебной лекции требует, чтобы учитель руководил записями учеников, их работой в ходе лекции.

Беседа − подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Виды беседы: вводная, по изучению нового материала, закрепляющая, контрольная. Беседа может быть репродук­тивной и поисковой (эвристической, сократической). Учитель ведет уче­ников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов.

Дискуссия − обсуждение проблемы в виде высказываний учащих­ся, руководимое учителем (обычно в старших классах).

Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, позна­вательная активность. Недостатки: вербализм - засилие слова, опас­ность отрыва учения от жизни, практики.