logo
Pedagogika_NOVAYa-1

§ 2. Классификация средств обучения

Существует несколько классификаций средств обучения. В основу каждой из них положены те или иные признаки и характеристики их ис­пользования в учебном процессе.

По характеру воздействия на обучаемых средства обучения сис­тематизируются как: визуальные – предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды и т.п.; аудиальные (звуковые) – магнитофон, проигрыватель, ра­дио и т.п.; аудиовизуальные – телевидение, кинофильмы.

По степени сложности средства обучения делятся на простые и сложные. К простым средствам обучения относят: учебники, печат­ные пособия, карты, картины, диаграммы, модели, оригинальные предметы и т.п. К сложным - технические средства обучения: ме­ханические визуальные средства, аудиальные, аудиовизуальные, лингафонные кабинеты, дидактические машины, компьютеры и т.п.

По происхождению средства обучения группируют следующим образом:

Приведенные классификации являются достаточно условными, так как часто нельзя провести четкое разграничение между разными средствами обучения, например, между техническими моделями, макетами и символическими средствами. Применение той или иной классификации необходимо с точки зрения дидактического описания процесса обучения.