logo
Pedagogika_NOVAYa-1

§ 2. Функции организации и мотивации в управлении школой

В современной теории менеджмента организация рассматривается как процесс, направленный на упорядочение деятельности учреждения.

Основными характеристиками организационной структуры выступают: определение специфики труда (функциональные обязанности сотрудников); установление характера взаимоотношений между сотрудниками при выполнении работы (вертикальные связи – связи подчинения; горизонтальные связи – связи координации); определение системы подчинения сотрудниковт.е. структуры управляющей системы школы. Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления: первый уровень – директор школы, руководитель совета школы, ученического комитета; второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог; третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям; четвертый уровень – учащиеся, органы классного и общественного самоуправления. Рассмотренная структура носит иерархический характер, согласно которому каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Обеспечение функционирования организационной структуры школы осуществляется посредством организационных механизмов, к которым относятся:

регламентирование – определение функций, содержание работы каждого сотрудника; нормирование – определение стандартов деятельности, нормативов выполнения работ; инструктирование – ознакомление сотрудников с содержанием выполняемой ими работы, разъяснение норм и условий ее реализации; делегирование – передача руководителем части прав и обязанностей подчиненным.

Важнейшими организационными формами управленческой деятельности в школе являются Совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, оперативное совещание, методический совет и дугие.

Успех работы школы зависит не только от хорошей организации коллектива, но и от него мотивации. Мотивация рассматривается как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. В основе мотивации лежат потребности, порождающие мотивы – движущую силу, побуждающую человека к деятельности. Мотивация сотрудников школы на реализацию намеченных целей достигается работой администрации, направленной на осознание всеми членами коллектива школы необходимости выполнения определенной деятельности; установление личных задач каждого сотрудника; предоставление сотрудникам работы, которая позволяла бы им общаться; формирование системы стимулирования, вознаграждения и оценки.