logo
Pedagogika_NOVAYa-1

§ 3. Основные категориальные понятия дидактики

Изучение любой науки начинается с усвоения ее основных категорий. «Категория» означает свидетельство, суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее установившиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они пронизывают все научные знания и как бы связывают ее в целостную систему. Дидактика как наука тоже имеет свои категории, отличающие ее от других наук. К наиболее общим категориальным (базовым) понятиям дидактики относятся следующие: «преподавание», «учение», «обучение», «образование», «учебный предмет», «учитель», «учебная ситуация» и др. Рассмотрим сущность основных понятий.

Преподавание это специальная деятельность преподавателя (учителя), направленная на сообщение учащимся суммы знаний, умений, навыков и воспитание их в процессе обучения. Предметом деятельности преподавателя является управление деятельностью учения. Преподавание как совокупность дидактической деятельности обучающих в процессе обучения включает в себя три группы видов дидактической деятельности: дидактическое проектирование; организация дидактического процесса; дидактический анализ.

Учениецеленаправленный процесс (точнее, сопроцесс) планомерного усвоения учащимися – субъектом – определенных знаний, умений и навыков, отношений, осуществляющихся в ходе непосредственного и опосредованного познания действительности.

Обучениесовместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание.

Наряду с термином «обучение» достаточно широко применяется в дидактике термин «образование». В настоящее время в педагогической науке отсутствует общепринятое определение сущности образования как объективного явления педагогической действительности, что говорит о сложности и многаспектности этого явления. Поэтому приводим несколько дефиниций этого понятия.

Образование: 1) относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни; 2) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения знаниями, умениями, навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; 3) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов); 4) процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.

В связи со сложностью и многоаспектностью объекта и предмета исследования, а также с интенсивными процессами дифференциации и интеграции в современной науке дидактика оперирует наряду со своими специфическими понятиями также понятиями, заимствованными из других областей знания: философии, психологии, общей педагогики, кибернетики и др. Все понятия, заимствованные из других наук и используемые в дидактических исследованиях, дают дидактике материал для углубленного изучения и теоретического осмысления сущности ее объекта и предмета. В целом совокупность общефилософских, общенаучных и частно-научных понятий составляет понятийную систему дидактики как науки.

Понятийно-терминологическая система дидактики непрерывно обновляется и пополняется, что объективно обусловлено движением дидактической теории в направлении все более адекватного отражения сущности объективных явлений обучения и образования. В частности, в последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Разработка строгой и однозначной системы терминологии является необходимым условием дальнейшего развития дидактики как науки, научно обоснованного моделирования современных обучающих систем и проектирования учебного процесса с определенными характеристиками.